Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:
- установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;
- установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;
- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;
- управление системой обязательного пенсионного страхования;
- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
- определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.[1]
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:
- страховщик;
- страхователи;
- застрахованные лица.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР).[2]
Средства ПФР направляются на:
- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.[3]
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Основная цель курсовой работы заключается в изучении основ пенсионного обеспечения граждан.
Задачи курсовой работы:
- ознакомиться с субъектами обязательного пенсионного страхования;
- рассмотреть виды пенсий;
- рассмотреть условия предоставления пенсий.
Объектом курсовой работы являются правоотношения, складывающиеся в процессе пенсионного обеспечения граждан.
Предметом курсовой работы является механизм пенсионного обеспечения.
Методологическую основу курсовой работы составляют методы наблюдения и анализа.
Теоретическую основу курсовой работы составляет учебная литература.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
- I. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Основы государственного пенсионного обеспечения граждан
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Право на пенсию имеют:
- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или международными договорами Российской Федерации.[4]
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
Выделяют следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) социальная пенсия.[5]
Установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста. Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца или условий назначения социальной пенсии.
Перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок:
1) пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) - бессрочно;
2) пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к страховой пенсии по инвалидности, - на срок, на который установлена страховая пенсия по инвалидности;
3) пенсия по старости - бессрочно;
4) пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
5) пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно;
6) социальная пенсия:
по старости - бессрочно;
по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
по случаю потери кормильца - на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.
Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Кроме того, в Российской Федерации осуществляется выплата страховых пенсий.[6]
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законом.
Устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
1) страховая пенсия по старости;
2) страховая пенсия по инвалидности;
3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.[7]
По материалам судебной практики, С. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кунашакском районе Челябинской области (далее УПФР в Кунашакском районе) о признании незаконным решения N 582338/16 от 12 июля 2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную пенсию с момента возникновения права с 26 июля 2016 года.
В обоснование исковых требований указала, что 05 июля 2016 года она обратилась в УПФР в Кунашакском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с Законом РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением УПФР в Кунашакском районе N 582338/16 от 12 июля 2016 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием факта проживания в зоне проживания с правом на отселение в течение 15 лет в селе Муслюмово. Считает отказ незаконным поскольку с 08 января 1990 года по 08 июня 2001 года она проживала в селе Муслюмово, с 08 июня 2001 года по настоящее время проживает в поселке Муслюмово, ж.д. станция. Постановлением Челябинской областной Думы N 361 от 25 января 1996 года наименование "станция Муслюмово" было изменено на "поселок Муслюмово, железнодорожная станция". В связи с тем, что она более 26 лет проживает в н.п. Муслюмово, она имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, т.е. с 26 июля 2016 года.