ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛАХ
1.1. Классическая школа
1.2. Неоклассическая школа
1.3. Другие экономические школы (неолиберализм, институционализм и др.)
2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ - ОБЪЕКТИВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Основные факторы, определяющие рост монополизации экономики
2.2. Особенности монополизации в различных сферах экономики России
3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1. Сущность и основные инструменты антимонопольного регулирования
3.2. Институты регулирования монопольной деятельности в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Не для кого ни секрет, что там, где есть спрос, всегда присутствует предложение. Если компаний, готовых удовлетворить нужды потребителей, больше, чем одна, то это свидетельствует о присутствии на рынке такого понятия, как конкуренция. С ее помощью удерживаются цены, качество и количество товара. Если же фирма или организация, предлагающая населению тот или иной вид продуктов или услуг, существует в единственном экземпляре, то вероятно появление так называемой монополии (в переводе с греческого означает «один продавец»).
Понятие монополии было известно людям еще в древности.
Широко распространены были монополии на производство каких-либо изделий (например, Кирена монополизировала изготовление лекарственного растения сульфий; Арреций – арретинской керамики), на сбыт (закупка Афинами македонской древесины). В Греции и Риме был монополизирован сбыт китайского шелка и индийских пряностей. В традициях древних восточных государств был монополизм монархов на производство и продажу различных изделий (масло, пиво и пр.).
Монополия – это прямая противоположность конкурентного рынка. Она характеризуется наличием лишь одного продавца и производителя, который занимает все пространство на рынке определенного товара или услуги. Обратное явление – это монопсония, где властью обладает один лишь покупатель на рынке определенного товара или услуги.
Следовательно, тема данной работы является актуальной.
Основная цель работы - рассмотреть особенности монополии в современной экономики.
Задачи работы следующие:
проанализировать понятие монополии в различных экономических школах;
Балдоржиев Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. – Смоленск, 2012. – 396 с.
Белоусова Н. По поводу структурных реформ российских естественных монополий на федеральном и региональном уровнях // Российский экономический журнал. - 2011. - № 5. - С. 85-88.
Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и странах Европы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2013. - № 5. – С. 18.
Борисов Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2011. – 316 с.
Буркеева Р. Г. Природа и функции естественных монополий // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август. - С. 9-13.
Велесько Е.И. Стратегический менеджмент.– Минск: БГЭУ, 2011.– 307 с.
Ди Лоренцо Т. Миф о "естественной" монополии // Современная конкуренция. - 2012. - № 5. - С. 100-114.
Колесов П.Ф. Экономическая природа конкуренции // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2012. - № 11. – С. 5-9.
Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 432 с.
Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства // Общество и экономика. - 2010. - № 10/11. - С. 5-41.
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Юнити, 2014. – 215 с.
Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
Сурин А. И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 196 с.
Тикин В.С. Недобросовестная конкуренция // Современная конкуренция. – 2012.- № 3. – С. 20-21.
Тимирьянова В.М. Сила и уровень конкуренции // Российское предпринимательство. – 2014. - № 3. – С. 52-55.
Щербаковский Г.З. Внутренний механизм конкуренции и конкурентные силы. – М.: Дело, 2011. – 154 с..
Шмырова Н. В. Монополии в России // Российское предпринимательство. - 2013. - № 3. - С. 30-35.
Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2011. – 345 с.
Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2011. – 896 с.
Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557 с.
Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Юнити, 2014. – 234 с.
Госкомстат [Электронный документ] URL: www.gks.ru