Введение
Глава 1. Леворадикальная социология
Параграф 1. Основные идеи леворадикальной социологии
Параграф 2. Формирование взглядов Г.Маркузе
Глава 2. Концепция одномерного человека
Параграф 1. Модель одномерного общества
Параграф 2. Паралич критики: общество без оппозиции
Параграф 4. Поражение логики протеста
Заключение
Список использованной литературы
В начале эпохи фашизма Вальтер Беньямин написал: «Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben.» - «Только ради потерявших надежду дана нам надежда.»
«Одномерный человек» был создан Маркузе в 1964 году и принес ему всемирное признание и известность, что является редкостью для произведения философской направленности. Книгу восприняли, прежде всего, как политическое произведение, что в целом, было недалеко от правды. В предыдущих своих работах, в том числе «Эросе и цивилизации», Маркузе рассматривалось становление репрессивной цивилизации. Теперь же в фокус его внимания попало состояние человека в современном индивидуальном обществе. При оценке этого состояния автор выдвигает утверждение, что мерой исторической практики могут служить ее исторические альтернативы.
Основное отличие между двумя указанными трудами видно сразу и невооруженным взглядом: ранее философ связывал многие надежды на будущее с Великим Отказом, ныне же позиция его окрашена в достаточно пессимистичные тона. В труде раскрыта идея формирования одномерного мышления и поведения. Реализация этой модели прослеживается на разных уровнях и в разных областях: на уровне индивида, на уровне общественных процессов (часть 1), в науке и философии (часть 2).
«Одномерный человек» больше ставит вопросов, чем дает на них ответы, однако это и придает ему актуальность для изучения и исследований, а также ценность для философских изысканий. Проблемы, высказанные в труде, пробуждают способность задаваться вопросом о своем месте в бытии, провоцируют его мыслить самостоятельно и дают шанс реализации личности.
Настоящий реферат посвящен анализу труда Маркузе и вкратце иных его идей и представлений. Работа состоит из введения, 2 глав с параграфами и заключения. Исследование планомерно переходит с рассмотрения общих идей леворадикальной социологии и пути становления философии самого Маркузе к конкретным идеям, изложенным в анализируемом труде.
В поддержку актуальности выбранной темы следует привести следующее. Критика развитого индустриального общества, сформулированная и высказанная в период противостояния советского и капиталистического общества, сегодня нисколько не теряет своей актуальности. Так же, как и тогда, ограничение индивидуальных свобод и огромные расходы на милитаризацию оправдываются якобы очевидной угрозой извне, с той лишь разницей, что теперь в качестве этой угрозы выступает международный терроризм. «Мы покорно принимаем необходимость мирного производства средств разрушения, доведенного до совершенства расточительного потребления, воспитания и образования, готовящего к защите того, что деформирует как самих защитников, так и то, что они защищают».
- Бабак М. В. К проблематике раннего творчества Г. Маркузе // Вестн. Новосиб. гос. унта. Серия: Философия. 2006в. Т. 4, вып. 2. С. 147–152.
- Бабак М. В. К проблеме преемственности идей в истории философии (на примере К. Маркса и Г. Маркузе) // Вестн. Новосиб.гос. ун-та. Серия: Философия. 2007б. Т. 5, вып. 1. С. 124–129.
- Бабак М. В. Понятие трансцендирования в работе Г. Маркузе «Одномерный человек» // Философия: история и современность. 2004–2005. Новосибирск; Омск, 2005. – С. 318–333.
- Бабак М. В. Развитие социально-философских взглядов Г. Маркузе // Вестн. Новосиб. гос. унта. Серия: Философия. 2007. Т. 5, вып. 2. – С. 135-140.
- Бабак М. В. Советское общество в зеркале «критической теории» Г. Маркузе // Гуманитарные науки в Сибири. 2006а. № 1. С. 48–51.
- Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920–1930-е гг.). – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в Санкт-Петербурге; М.: Летний Сад, 2004. – 528 с.
- Кагарлицкий Б. Марксизм: не рекомендовано для обучения. – М.: Изд-во «Алгоритм»;«Эксмо», 2006. – 480 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: «REFL-book», 1994. – 368с.
- Штейгервальд Р. «Третий путь» Герберта Маркузе. – М.: Междунар. отношения, 1971. – 341 с.