Введение
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетнего
1.1. Ограничение или лишение
несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
1.2.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
Глава 2. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
2.1. Ответственность несовершеннолетних по совершаемым сделкам
2.2. Особенности ответственности несовершеннолетних, осуществляющих предпринимательскую деятельность
2.3. Трудоустройство лиц моложе 18 лет
2.4. Трудовой договор с лицами моложе 18 лет
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. В Российской Федерации, как и в любом государстве, несовершеннолетний выступает как субъект, имеющий свой правовой статус, а отношения, в которых он участвует, регулируются нормами различных отраслей права, в том числе административного.
На наш взгляд, программа технологической модернизации России требует развития человеческого потенциала, а значит и совершенствования социальной сферы в области защиты детства и семьи. Президентом РФ неоднократно обращалось внимание на необходимость создания «нормальной системы защиты детства, «эффективной государственной политики в области детства», но на настоящий момент, к сожалению, этого не произошло. Законодательные и управленческие решения по реформированию социальной сферы давно назрели, они необходимы для устранения нормативно-правового вакуума в ключевых вопросах организации защиты детства и семьи.
При этом, прокурорский надзор за исполнением субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в 25 субъектах Российской Федерации в 2014 г. выявил свыше 3 тыс. нарушений закона, при этом прокурорами внесено более 700 представлений об их устранении, принесено более 300 протестов на правовые акты, предъявлено более 1 тыс. исков в интересах несовершеннолетних, что свидетельствует о недостаточном, а отчасти и неэффективном правовом регулировании данной сферы и подчеркивает важность исследуемого вопроса.
Считаем, что Российская Федерация, являясь социальным государством, сформировала систему мер социально-политического, экономического и правового характера, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Актуальным направлением реализации указанных мер в настоящее время является повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по соблюдению и восстановлению их прав.
Известно, что правовое положение несовершеннолетних нашло отражение в ряде научных работ, где авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса несовершеннолетнего, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопроса ответственности за вред, причиненный несовершеннолетнему. Государственное регулирование защиты прав несовершеннолетних тесно взаимосвязано с научными разработками, в частности, с рассмотрением организационных и административно-правовых средств защиты, разработкой функциональных и оперативных мер государственного воздействия, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Указанное предопределяет целесообразность проведения специальных правовых исследований в сфере государственного управления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, разработки научно-практических рекомендаций, способствующих оптимизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, что позволяет говорить об актуальности и практической значимости темы данного курсового исследования.
В условиях обострившихся социальных и экономических отношений произошло резкое снижение уровня и качества жизни несовершеннолетних. Как справедливо отмечается многими авторами, главной причиной этого является нездоровая атмосфера в семье, обозначаемая понятием «неблагополучная семья», а ее несовершеннолетние члены составляют группу риска. Многие семьи, оказавшись за чертой бедности, сократили расходы на образование, удовлетворение досуговых интересов своих детей, организацию их отдыха, что, в свою очередь, послужило катализатором развития такого социально-правого явления, как преступления, совершаемые против несовершеннолетних.
Объектом исследования является гражданско-правовое положение несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие гражданско-правовое положение несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Цель курсового исследования состоит в комплексном анализе гражданско-правового положения несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В зависимости от поставленной цели, в работе рассматривались и решались такие задачи, как: рассмотрение вопросов ограничения дееспособности несовершеннолетнего; определение правового статуса несовершеннолетнего; ответственность несовершеннолетних по совершаемым сделкам.
Степень научной разработанности темы. Научные исследования, посвященные различным проблемам обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации, получили признание и стали актуальными с конца ХХ в., что обусловлено ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка. Теоретическую основу исследования составили научные разработки, представленные в трудах таких ученых, как С.С. Алексеев, А.П. Алехин, А.А. Бакаев, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Ю.Ф. Беспалов, Н.В. Витрук, О.С. Иоффе, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Н.М. Конин, Н.В. Макарейко, А.В. Малько, В.М. Манохин, Н.И. Матузов, А.М. Нечаева, В.И. Новоселов, Д.М. Овсянко, Г.И. Петров, Б.В. Россинский, О.Ю. Рыбаков, Н.Г. Салищева, И.С. Самощенко, Ю.Н. Старилов, И.Е. Фарбер, Р.О Халфина, Д.М. Чечот, А.П. Шергин, Г.Ф. Шершеневич, Л.С. Явич, Ц.А. Ямпольская и др.
На наш взгляд, накопленный опыт в исследовании правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних не снижает актуальности и не исключает необходимости последующих, более глубоких научных исследований в этой сфере с учетом социально-экономических, политических и правовых преобразований. Причем, некоторые ключевые вопросы так и не получили должного освещения, а по ряду из них не удалось прийти к единому мнению. Методологическую базу курсового исследования составили диалектический метод научного познания объективного мира и вытекающие из него общенаучные и частно- научные методы: формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический и др., позволившие рассмотреть государственную политику Российской Федерации в отношении несовершеннолетних как сложную, целостную, развивающуюся систему. Нормативной базой исследования послужили международно-правовые нормы, Конституция Российской Федерации, федеральное, региональное и местные специализированные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, касающиеся исследуемой сферы.
Структура курсовой работы составляет: введение, основную часть, поделенную на главы, заключение и список используемой в работе литературы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1.Конституция Российской Федерации. М. Кодекс. 2013
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015)
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года);
4.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «Консультант Плюс»
5.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ (в ред. ФЗ № 326-ФЗ от 17.12.2009 г.) «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» // СПС «Консультант Плюс»
6.Федеральный Закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
7.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" // БВС РФ. 2012. N 9.
Литература:
8.Андрюхин Н.Г. Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей, коррекция их противоправного поведения. – М. : ВНИИ МВД России, 2011
9.Веселов Е.Г. Физическое или психическое принуждение // СПС «Консультант Плюс». 2014
10.Гражданский процесс: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное // под ред. М.К. Треушникова Статут, 2014
11.Журнал «Советник Юриста». Бойко Т.К. Вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность // Материал по итогам IV Научно-практической конференции с международным участием «Проблемы правоприменительной практики»№4.2011
12.Cборник международных стандартов и норм ООН в области превенции в отношении несовершеннолетних. М. 1998.
13.Комментарий к Уголовному кодексу РФ, постатейный / под ред А.В. Бриллиантова. М. : Проспект, 2011
14.Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: Учебное пособие // под ред. Ю.П. Орловского. КОНТРАКТ, 2014
15.Ювенальное право: Учебник для вузов. // под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова Юстицинформ, 2010