Введение
1. Защита прав потребителей в розничной торговле (история и современность)
1.1. История защиты прав потребителей в СССР и России
1.2. Основы системы защиты прав потребителей
2. Система государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей
2.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
2.2. Особенности национальной защиты прав потребителей в регионах
2.3. Рекомендации по защите прав потребителей
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Каждый гражданин регулярно вступает в различные отношения. Многие сферы взаимоотношений регулируются законами. Так, гражданин вступает в отношения по покупке-продаже товаров, оказанию - принятию услуг. С одной стороны граждане выступают как потребители. С другой - как продавцы, изготовители или исполнители. У каждой стороны есть свои интересы. Отношения потребителей и продавцов регулируются нормами права, закрепленными в Гражданском кодексе и Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.07.2008) «О защите прав потребителей».
Согласно закону «О защите прав потребителей» каждый покупатель имеет право на приобретение качественных и безопасных товаров, право получать информацию о товарах, право на защиту своих интересов и возмещение вреда причиненного некачественным товаром или услугой.
Стоит заметить, что Закон «О защите прав потребителей» защищает права гражданина, в том случае если товар или услуги приобретаются для личных нужд. Т.е приобретение не связанно с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности. А также действие этого закона не распространяются на отношения по имущественному страхованию.
В законе даны разъяснения таким терминам как недостаток товара (работы, услуги), существенный недостаток товара (работы, услуги), безопасность товара (работы, услуги), срок годности, гарантийный срок и другим используемым в законе.
Самыми важными моментами Закона РФ «О защите прав потребителей», пожалуй, являются следующие.
Продавец обязан предоставлять потребителю качественный товар, оказывать качественные услуги. Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, т.е ремонт, техническое обслуживание товара, выпуск и поставку запасных частей.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
В законе установлен список обязательной информации, которая должна содержаться в технической документации, на этикетках, маркировке, т.е. должна каким-то образом сопровождать товар или услугу. Предоставлять эту достоверную информацию обязаны изготовители, исполнители и продавцы.
Законом предусмотрена ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг предусмотрено параграф 3 главы 59 ГК РФ и статьей 13 Закона «О защите прав потребителей».
За вред, причиненный вследствие недостатков товара, работ, услуги статьей 14 Закона предусмотрена имущественная ответственность.
Независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда согласно статье 15 Закона и параграфу 4 главы 59 ГК РФ.
Кроме того, если условия договора ущемляют права потребителя, то договор считается недействительным.
Если при нарушении прав потребителя, продавец не согласен разрешить ситуацию мирным путем, то потребитель вправе обратиться с иском в суд. Обращаться можно в суд по месту своего жительства или пребывания или по месту нахождения организации которая нарушает ваши права, а также по месту заключения или исполнения договора. Такие иски освобождены от уплаты государственной пошлины.
Цель данной работы - рассмотреть соновные положения защиты прав потребителя в розничной торговле.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- Рассмотреть защиту прав потребителей как метод достижения социальной справедливости.
- Проанализировать систему государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей.
Объект исследования - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее — санэпиднадзор).
Предмет исследования - организация государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.