Введение
1. Основные положения теории З. Фрейда
2. Влияние и значение идей З. Фрейда
3. Критика З. Фрейда и его теории
Заключение
Список использованной литературы
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) – выдающийся австрийский врач-психиатр, психолог, развивший теорию психосексуального развития индивида. Основатель психоанализа и философско-антропологической и психологической концепции – фрейдизма. Настоящее имя – Сигизмунд Шломо Фрейд.
Имя Зигмунда Фрейда – одно из самых громких и скандальных в XX в. И не только потому, что этот австрийский врач-психиатр стал создателем глубинной психологии и психоанализа. Это был человек бесстрашный, ибо смелость, с которой он выдвинул свои революционные идеи, более свойственна философам и мыслителям, чем практическим врачам и медикам академического толка. Сам Фрейд говорил, что он «принадлежит к тому сорту людей, которые нарушили покой мира». И действительно, одно то, что в историю мировой мысли вошло само понятие «фрейдизм», свидетельствует об огромном влиянии отца психоанализа на умы людей в самых различных странах мира. Да и в самой жизни Фрейда было немало моментов, которые никак не назовешь ординарными, характерными для благопристойного ученого буржуа.
Цель контрольной работы – изучить вклад З. Фрейда в формирование психологической теории.
Задачи контрольной работы:
1. Раскрыть основные положения теории З. Фрейда.
2. Охарактеризовать значение идей З. Фрейда на формирование психологической теории.
3. Рассмотреть критические взгляды на теорию и личность З. Фрейда.
1. Основные положения теории З. Фрейда
Взгляды Фрейда можно разделить на три области – это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека [4]. С его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Эта биологическая детерминация направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, т.к. в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения – влечение к жизни и влечение к смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.
Корякина, Е. П. Развитие культурологической мысли в XIX-XX веке: важнейшие концепции культуры: Учебное пособие. – М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. – 53 с.
Лейбин, В.М.. Открытия и ограниченность теории Фрейда. // Вопросы психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1983/834/834158.htm.
Мареев, С. Н., Мареева Е. В. З. Фрейд и философия XX века // История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004.
Марцинковская, Т. Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская, А. В. Юревич. – М.: Академический проект, 2011. – 528 с.
Немировский, Карлос. Винникот и Кохут: Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии: Интерсубъективность и сложные психические расстройства. – М.: Когито-Центр, 2010. – С. 36-45.
Обухова, Л. Ф. Глава III. Теория Зигмунда Фрейда // Детская психология. – М.: Тривола, 1995.
Радзиховский, Л. А. Теория Фрейда: смена установки. // Вопросы Психологии. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886100.htm.
Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
Хьелл, Ларри Л.; Зиглер, Дэниэл Дж. Теории личности. – 3-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2003.
Ярошевский, М.Г. Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд, Зигмунд. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2002.