ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
1.1 Определение понятия туризма и его сущность
1.2 Источники правового регулирования туристической деятельности
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовые основы организации Ростуризма
2.2 Организационная структура Федерального агентства по туризму
2.3 Задачи и функции Федерального агентства по туризму
2.4 Положение Федерального агентства по туризму в системе органов государственной власти
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время современные государства обращают все больше своего внимания на сферу туризма. Это объяснимо тем, что ее быстрое развитие, динамичность и экономически выгодная перспектива доходности требует постоянного внимания. Для решения возникающих проблем чаще всего необходимо государственное регулирование и своевременное вмешательства. В первую очередь, конечно, это выражается в принятии различного рода нормативных документов, которые будут не только контролировать деятельность в сфере туризма, но и позволят использовать новые возможности в сотрудничестве и совместной деятельности.
Для России эта проблема является актуальной, поскольку данная сфера развита не достаточно в сравнении с другими странами, где уже длительное время туризм развивается, и реализуются новые программы по увеличению туристического потока. Возможно, это обусловлено историческими событиями, длительное наложение страны за «железным занавесом», а после распад СССР и не менее продолжительно восстановление и наращивание оборотов в других сферах экономики. Но тем не менее, сейчас становится ясно, что туристическая деятельность достаточно перспективна.
Потенциал для ее развития на территории РФ неоспоримо можно назвать более чем достаточным. Тесная связь и взаимодействие данной сферы с другими, такими как здравоохранение, культура, образование, позволяется параллельно решать или способствовать решению проблем комплексно.
Объектом исследования данной работы является сфера туризма России на современном этапе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
1.1 Определение понятия тризма и его сущность
Туризм в России имеет особое значение, поскольку оказывает влияние различные отрасли народного хозяйства. Особенно выраженное воздействие прослеживается через экономическую сферу, экологическое состояние, социально-культурное развитие. Туризм можно рассматривать не только как выезды за пределы страны, но и перемещения внутри. Туризм внутри страны является показателем эффективного управления, и на данный момент он скорее характеризуется малой оснащенностью специализированной нормативно-правовой, недостаточностью финансирования туристической деятельности, неэффективном распределением ресурсной базы, недостаточная поддержка государством предприятий малого бизнеса. Это является наиболее важной проблемой для современной России. Привлекательность поездок в другие регионы страны на данный момент крайне низка.
Для того чтобы давать характеристику, оценку и комментарии правовому регулированию деятельности в сфере туризма необходимо дать определение таким понятиям, как туризм и туристская деятельность, а также раскрыть их сущность. Среди всего множества обратим внимание, в первую очередь, на то, что дается в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ:
- «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»;
- «туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».
Основными критериями туризма являются:
- Длительность выезда. Как правило, для туризма характерна краткосрочность, то есть чаще всего это поездки сроком до четырнадцати дней.
- Место постоянного проживания туриста. Туризмом может считаться выезд за пределы своего основного пребывания, но в тоже время стоит понимать, что расстояние или время выезда всега очень индивидуально.
- Цель туризма. Как уже писалось выше, это может быть выезд развлекательного или рекреационного характера, с целью поддержания здоровья, культурного, религиозного обогащения, деловые поездки т.д.
- Экономическая составляющая туризма. Данная сфера обеспечивает занятость местного население, появление новых объектов размещения, поступление денежных средств в регион, использование ресурсов[1].
В целом туризм можно разделить на внутренний и международный туризм. Причем с этими характеристиками связан так называемый национальный туризм. Если первые два говорят сами за себя, то под национальным туризмом понимают обслуживание туристов из числа жителей своего государства.
Также под туризмом можно понимать совокупность взаимоотношений между туристами, поставщиками услуг, турагентами, туроператорами и органами власти. Именно эти взаимоотношения требуют активного вмешательства и регулирования туристской индустрии. Безусловно существующие турагентства осуществляют свою деятельность, опираясь на действующее законодательство, но зачастую оно может и противоречить другим законом. Или быть трактовано в зависимости от необходимости. Каких-то сложностей в этом не возникало, но в будущем может пагубно повлиять на сферу деятельности.
Основными признаками развитой туристической деятельности в стране являются развитая материально-техническая база (современные средства размещения, комфортабельный транспорт, инфраструктура высокого класса), а также эффективная маркетинговая политика, профессиональный подход в сфере туристических услуг, высокая степень безопасности и постоянно действующая государственная стратегия, обоснованная и взаимодействующая с ключевыми направляющими рынками. Именно эти факторы позволяют сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики многих городов зарубежных стран. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой (МТБ), обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса. К материально-технической базе можно отнести турагентов и туроператоров, объекты размещения, автотранспортные предприятия, предприятия питания, прочие предприятия по реализации туристских товаров (Рис. 1).
Как мы смогли убедиться, классификация МТБ дает широкое представление об участниках туристской индустрии. Ричем функционал и род деятельности у них иногда различается. То есть помимо смешивания разных функций, это может быть и четкое разделение.
Рисунок 1 – Объекты МТБ туризма[2]
В процессе данных отношений появляются услуги, работы и различные товары, употребляемые туристами, то есть возникают имущественные отношения. Соответственно туризм становится объектом предпринимательской деятельности и требует упорядочивания и контроля со стороны органов власти. На данный момент регулирование позволяет не только сглаживать острые углы, но и находить пути для извлечения выгоды.
Помимо этого, развитие туризма, его государственная поддержка, эффективное правовое регулирование может способствовать развитию регионов РФ. Это возможность создание прочных социально-культурных связей, обмен опытом между местным населением и иностранными гражданами, а также возможность увеличения дохода в разные уровни бюджета.
Если говорить о необходимости участия государства в развитии туризма, то стоит упомянуть, что это возможность создания различного рода учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению рекреационных, культурных, спортивно-оздоровительных и других развлекательных услуг и оказанию медицинского обслуживания.
Таким образом, сущность государственного регулирования заключается в признании государством туристской деятельности одним из приоритетным направлением экономики, создании благоприятных условий для развития, определении важнейших направлений деятельности, формирования привлекательного образа для инвестировании со стороны третьих лиц.
Государственное регулирование туристской деятельности на данный момент осуществляется следующим образом:
- создание нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействием в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- лицензированием, стандартизацией в туристской индустрии, сертификацией туристского продукта;
- установлением правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации;
- прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- защитой прав и интересов туристов, обеспечением их безопасности;
- созданием благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования;
- содействием кадровому обеспечению туристской деятельности и развитием научных исследований в сфере туристской индустрии[3].
Итак, характеристика и сущность туризма дана. Следует выделить, то понятие туризма многогранно. В данной работе рассматривалось первую очередь с правовой точки зрения, а также рассмотрено со стороны взаимоотношений участников туристической деятельности.
1.2 Источники правового регулирования туристической деятельности
Туристская деятельность не может существовать вне правовых норм. Для дальнейшего анализа правового регулирования необхоимо изучить основные источники регулирования деятельности данной сферы и систематизировать их. В целом источников можно указать много, но не все из них являются специальными. Большинство из источников регламентируют только какую-либо определенную сферу, затрагиваемую туристической деятельностью.
Тем не менее, для подробного изучения мы рассмотрим большинство из них: некоторые более подробно, другие в качестве обобщения. Также целесообразным будет рассматривать, и изучать и в порядке по значимости.
При этом следует отметить, что некоторые из них можно считать равнозначными или взаимо-дополняющими друг друга.
В первую очередь, безусловно, будет выступать Конституция Российской Федерации, она обладает высшей юридической силой и закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, признаваемые и государством. Примечательно, что в Конституции РФ не закреплены понятия туризма, но, тем не менее, есть многие права и свободы, непосредственно с ними связанны. Согласно ст. 27 каждый находящийся законно в РФ имеет право на свободное передвижение по территории государства, а также имеется право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение. Статья 37 закрепляет право на отдых; ст. 41 гласит о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь; в некотором роде ст. 44 тоже относится к туризму, поскольку в ней отражено право на доступ к культурным ценностям. Ряд статей Конституции связаны с использованием природных ресурсов (ст. 42, ст. 48, ст. 58), а соответственно будут иметь непосредственно значение для регулирования сферы туризма. Также статьи 8,34,57 и 74 тоже можно связь с интересующей темой, та как регламентируют экономические и предпринимательские права и свободы[4].
[1] Зотова Е.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf
[2] Сенин В.С.«Организация международного туризма»//Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с. Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/senin.htm. – Примечание («Электрон. версия печ. публикации»)
[3] Сенин В.С. Организация международного туризма. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.
[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)