ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
1.1. Сущность современной системы авторского права
1.2. Особенности Интернета и его противоречия с авторским правом
1.3.Понятие авторского права в сети интернет в современном законодательстве РФ
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
2.1. Виды нарушений прав автора в сети Интернет
2.2. Пути решения существующих проблем
2.3. Концепция изменения законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В XXI веке одной из самых спорных с точки зрения правоведов становиться правовое регулирование защиты авторских прав. Автор — понятие обобщающее: это и автор книги, и автор изобретения или научного труда, и т.д. Относительно просто урегулировать отношения с вещью — ее можно объективно оценить. Результат авторского труда — совсем другое дело. Тем более, что интеллектуальную собственность, в отличие от материальной, легко скопировать или позаимствовать огромным множеством законных способов. Однако одна из черт, которая отличает цивилизованную страну сегодня — это четкое соблюдение авторского права и выработанная законодательная политика в области взаимоотношения автора, правообладателя и пользователя. Российское авторское право прошло долгий и трудный путь, от полного бесправия автора в XIX веке к правовой системе в годы советской власти и затем — к российскому авторскому праву. В начале 1990-х гг., в эпоху бурного развития рыночных отношений в России потребность в защите автора возросла как никогда. Любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьируется относительно потребностей рынка.
В последние три десятилетия мир значительно изменился в техническом плане. Появление и массовое распространение компьютеров, сотовых телефонов, а самое главное Интернета привело к тому, что какое - то время внедрение этих новшеств в нашу жизнь было слабо отражено в законодательстве. Ни одно государство в мире не было готово к этим изменениям и не смогло адекватно среагировать. В глобальную сеть Интернет просто были перенесены законы соответствующих стран.
Актуальность проблемы состоит в том, что распространение авторского права на Интернет в том виде, в котором оно существует, оказалось малодейственным. В Интернете в свободном доступе или доступное за определенную плату можно найти невероятно большое количество текстов, музыки, фильмов, игр и лишь немногие из них выложены самими авторами или по свободной лицензии. Большинство же этих объектов авторского права, распространяются без согласия автора, в нарушение действующего законодательство. Авторское право хотя и распространяется на Интернет, но практически не действует. А те методы, которыми пытаются решить возникшие проблемы, связанные с нарушением авторского права в Интернете, оказываются либо совершенно бесполезными, либо малоэффективными.
Проблема авторского права в Интернете затрагивает также и интересы государства, поскольку производство результатов интеллектуальной деятельности (например, производство программного обеспечения) - это активно развивающаяся часть экономики. А это означает налоги, развитие тех или иных секторов экономики, влияние на мировое сообщество и др.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении проблемы авторского права в сети Интернет.
Предметом исследования является авторское право в сети интернет и его регулирование и защита в законодательстве РФ.
Объект исследования: авторское право, основные виды нарушений авторских прав, законодательная база РФ о защите авторских прав в сети интернет.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность современной системы авторского права;
- изучить понятие авторского права в сети интернет в современном законодательстве РФ;
- рассмотреть основные виды и причины нарушений авторского права;
- разработать практические рекомендации по решению проблемы нарушения прав автора в сети интернет.
ГЛАВА 1. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
1.1. Сущность современной системы авторского права.
Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.
Авторское право есть продукт позднейшего времени. Как право страховое или воздухоплавательное, оно не имеет глубоких корней в истории и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры.
Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.
Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи. Со времени изобретения книгопечатания книгопродавец не мог уже по заказу заготовлять книги, а печатал их по приблизительному расчету известное число экземпляров, но чтобы быть огражденным от ошибки, он искал средство против чужого издания той же книги. Эта потребность вызвала запрет перепечатки: одному книгопродавцу давалась привилегия на издание определенной книги – впоследствии этот вопрос был урегулирован законом.
В XIX веке стали заключаться первые международные акты, в частности в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений.
Новыми с приходом Интернета и цифровых технологий можно считать следующие обстоятельства:
- стремительно уменьшается значение понятий материального экземпляра и копии произведений, на которых единственно строилось авторское право как правовая наука и как отрасль экономики.
- стоимость создания электронных копий «экземпляра» стремится к нулю;
- для регулирования введено понятие «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению...», причем важным в нем является доступ, который становится, в какой-то степени, более важным понятием, чем копирование;
- существующее информационное пространство стало еще более высокоинтегрированным и трансграничным с приходом понятия облачных технологий, что в праве на данный момент исследуется в недостаточной степени;
Система авторского права, почти без изменений просуществовавшая почти триста лет, и по сей день определяется способом производства и распространения физических объектов права. Она описывает ровно то, что позволяет индустриальный способ производства и распространения художественных произведений как материальных объектов, вещей, и защищает то, что этот способ производства ограничивает.
В России после падения Советского Союза началась трансформация отношений правообладателей и пользователей информации. В исследовании Media Piracy in Emerging Economies авторы выделяют три периода развития медиа-рынка, для каждого из которых были характерны разные проблемы взаимоотношений с авторским правом.
В начале 90-х годов, в эпоху бурного развития рыночных отношений, в России потребность в защите автора возросла как никогда. Теперь любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьировалась в соответствии с потребностями рынка.
С начала 2010 года начинается новый этап, когда правообладатели начинают привлекать правоохранительную и судебную системы для защиты своих прав в Интернете против индивидуальных пользователей.