Введение
1. Теоретические аспекты единого сельскохозяйственного налога
1.1. Основные направления государственной налоговой политики в совершенствовании налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
1.2. Роль и значение единого сельскохозяйственного налога в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей
1.3. Преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога в сравнении с обычной системой налогообложения
2. Единый сельскохозяйственный налог в СПК «Колхоз Комсомольский»
2.1. Краткая экономическая характеристика организации
2.2. Характеристика элементов налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу
2.3. Основные элементы учетной политики в целях налогообложения при применении единого сельскохозяйственного налога
2.4. Расчет и отчетность по платежам при применении единого сельскохозяйственного налога
2.5. Оптимизация налогооблагаемой базы при применении единого сельскохозяйственного налога
2.6. Бухгалтерский учет единого сельскохозяйственного налога
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Важную роль в стимулировании сельского хозяйства как вида экономической деятельности экономики РФ играет совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
К числу отраслей, которые даже в условиях рынка подвергаются активному государственному вмешательству, относится сельское хозяйство.Это проявляется, в частности, в особых условиях налогообложения, налоговых льготах и преимуществах по отдельным видам налогов, применении специального режима налогообложения.
Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и неоднозначность налогового законодательства, выраженный фискальный характер (при подавлении роли регулирующей функции налогообложения), недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства, не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.
Все это и обуславливает актуальность выбранной темы работы.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Исследовать основные направления государственной налоговой политики в совершенствовании налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
2. Определить роль и значение единого сельскохозяйственного налога в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей
3. Выявить преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога в сравнении с обычной системой налогообложения
4. Охарактеризовать элементы налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу
5. Оценить основные элементы учетной политики в целях налогообложения при применении единого сельскохозяйственного налога
6. Рассчитать и исследовать отчетность по платежам при применении единого сельскохозяйственного налога
7. Разработать пути оптимизации налогооблагаемой базы при применении единого сельскохозяйственного налога
8. Исследовать организацию бухгалтерского учета единого сельскохозяйственного налога
Объектом исследования в курсовой работе выступает СПК «Колхоз Комсомольский» Одесского района Омской области
Как в отечественной, так и в зарубежной науке вопросам налогообложения традиционно уделяется много внимания.
Теоретические аспекты и общие подходы к налогообложению рассматриваются в трудах каких ученых, как А. Брызгалина, В. Панскова, Т. Юткиной и др.
Работы таких авторов, как Дж. Беккера, Б. Хилла, Н. Стерна, Р.Г. Чемберса и др посвящены исследованию проблем и особеннсотей налогообложения аграрного сектора экономики развитых стран, а К. Р. Х. Гордона, Е. Ахмад, С. Розелле и др исследовали в своих работах специфику налогообложения сельскохозяйственных организациях в странах с переходной и развивающейся экономикой.
Происшедшие в России радикальные рыночные преобразования и системная трансформация налогообложения АПК послужили основой для масштабной научной разработки комплекса проблем в этой области.
В разное время исследованием особенностей налогообложения предприятий аграрного сектора АПК занимались российские экономисты С. Абанина, Е. Забегалова, Н. Зарук, Н. Касторнов, В. Катаев, Н. Малышева, В. Нечаев, М. Пьянова, Ю. Рыманов, и др.
На примере отдельных регионов России проводились исследования налогообложения сельскохозяйственных предприятий в диссертациях О. Завгородней, О. Карпенко, П. Трубицына, А. Хлопова, и др.
Вместе с тем ввиду быстрых изменений общей экономической ситуации, продолжающихся в отрасли преобразований многие теоретические и методологические вопросы требуют дополнительного исследования, а практика – более совершенных инструментов налогообложения.
Теоретической основой исследования послужили работы российских и зарубежных экономистов, посвященные вопросам налогообложения сельскохозяйственных производителей и особенностям налоговой политики в АПК.
Информационной основой исследования послужили законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, информационные материалы Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы РФ, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, финансовая отчетность отдельных предприятий АПК и зарубежные источники.
-
Теоретические аспекты единого сельскохозяйственного налога
1.1. Основные направления государственной налоговой политики в совершенствовании налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
Крупнейшим межотраслевым комплексом, который объединяет более 10 отраслей экономики, направленный на получение и переработку сельскохозяйственного сырья, является агропромышленный комплекс. Агропромышленный комплекс - это система (совокупность) взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, задачей которой является производство, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя. АПК включает 4 сферы деятельности:
- сельское хозяйство — ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т. д.;
- отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и др.;
- отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности;
- инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.
В настоящее время в России агропромышленный комплекс находится в кризисном состоянии. Основные проблемы в агропромышленном комплексе на сегодняшний день это спад производства, сокращение посевных площадей, сокращение поголовья скота, несмотря на то что на сегодняшний день правительством предпринимаются значительные шаги по стабилизации ситуации в сельском хозяйстве.
Причинами столь плачевного состояния сельского хозяйства в нашей стране, безусловно, являются неустойчивость производственно-хозяйственных связей, удорожание кредитных ресурсов, инфляция, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, сокращение государственного финансирования, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
На сегодняшний день инфраструктура земельного рынка развивается медленно, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота.
В настоящее время в аграрной сфере России происходят глубокие социально-экономические преобразования. За последние пятнадцать лет впервые сельское хозяйство признано приоритетной национальной задачей. Можно сказать в настоящий момент наступил реальный прелом в политике развития отечественного АПК. Однако в развитии АПК все еще остаются глубокие проблемы, в том числе и в налогообложении.
Формирование рыночной инфраструктуры в условиях особенностей и специфики сельского хозяйства, как показывает недавний исторический опыт, в России довольно сложно и противоречиво. Для большинства сельскохозяйственных организаций характерно неполучение необходимого объема доходов, которые можно направить на воспроизводство основного и оборотного капитала, что приводит к сокращению предпринимательской деятельности. На фоне резкого сокращения производственного потенциала происходила поляризация сельскохозяйственных предприятий по уровню доходов и развития производства. В результате сократились сельскохозяйственные земли, умерло множество деревень, ликвидировались сельскохозяйственные предприятия.
Государство в последние годы все активнее принимает меры по адаптации сельскохозяйственных организаций к рыночным условиям хозяйствования.
Однако предусмотренные законодательством меры государственной поддержки мало чем отличаются от форм и методов, которые применяются в других отраслях народного хозяйства, и главным образом направлены на развитие таких рыночных рычагов, как страхование, лизинг, кредитование. В то время как затянувшийся сельскохозяйственный кризис, высокая зависимость результатов деятельности сельскохозяйственных организаций от природно-климатических условий, а так же ряд других особенностей, указывает на необходимость разработки мер отличных от других сфер экономике, в том числе в части налогообложения.
Вопросам государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя уделяет центральное место в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.
Вместе с тем ряд положений указанных нормативных актов и аграрного законодательства в целом препятствуют созданию эффективного механизма государственной поддержки субъектов сельского хозяйства. В целом можно выделить три основные проблемы:
- первая связана с неоднозначностью понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»;
- вторая недостаточно проработанный механизм предоставления государственных средств;
- третья недостаточно эффективный механизм самофинансирования господдержки.