На сегодняшний день среди научных исследований актуальностью пользуются проблемы сосредоточенные на стыке самых разных наук, к данному направлению относится и система налогов. Она с одной стороны является основным инструментом государственного регулирования экономики и представляет один из объектов изучения специальных финансовых разделов науки. С другой стороны является неотделимой частью всей сферы жизни общества, и имеет статус анализируемого объекта, касающегося социальной природы налогов в их полной и качественной определенности.
Не смотря факт того, что стремления к возникновению подобных механизмов наблюдались еще в древности, налоги, в том виде, в котором мы с ними встречаемся в современных условиях, сформировались не так давно. Основными основополагающими факторами к возникновению первоначальных форм аналогичных рычагов явились переход от натурального хозяйства к денежному хозяйству, а также зарождение и формирование государства.
Первые признаки налоговой системы возникли в виде временных жертв, субсидий, выплат к которым прибегали в исключительных случаях или же при чрезвычайных обстоятельствах.
Начало финансового устройства в Древней Руси положило установление даней, которые предстали практически в виде единственного источника доходов. Они были необходимы для покрытия потребностей князя и дружины. Со временем к содержанию государственного аппарата добавились для реализации многие иные задачи, в связи, с чем каждая новая потребность становилась следствием зарождения новой повинности или подати. Так для содержания исполнительных органов было установлено так называемое «кормление». Чрезвычайно высокие подати взимались во время военных действий и служили для содержания войска, которые со временем приобретают статус постоянной подати (стрелецкие деньги, хлеб).
Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен способствовало развитие торговли и постепенное оформление таможенного права. Данный процесс представлял не просто становление государственности на Руси в IX - X вв., но и развитие в лучшую сторону государственных структур, главным образом занимающихся фискальной политикой, периодом подъема соответствующих структур можно считать XVI - XVIII вв.
В общем аспекте понятие налога в Древней Руси базировалось на древнем представлении о государстве. В данный период времени государь рассматривался не как Глава государства, а как вотчинник, и доходы его не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд. На Руси первая форма взимания налогов приобрела название «полюдье». Она была присуща ряду зарождающихся государств Восточной Европы. О взимании «полюдья» в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908 - 959 гг.) «Об управлении империей».
Актуальность темы курсовой работы «Зарождение и развитие податной системы в Древней Руси» состоит в том, что исторический подход проводимого исследования в данной работе, дает возможность установить основные аспекты зарождения и развития налоговой системы. В связи с тем, что налоговая система представляет социальный феномен, относящийся к сфере управления социальными процессами, она служит одним из неотъемлемых элементов обеспечения того единства, которое в историческом исследовании принято называть понятием «цивилизация».
Может быть, существующая на сегодняшний день проблема поиска путей реформирования российского общества, также связана с имеющейся главным образом государственной собственностью на землю, обозначенной в сознании людей многовековой традицией «державности».
Объектом исследования курсовой работы служит податная система Древней Руси.
Предмет исследования – историческое значение зарождения и развития податной системы Древней Руси.
Цель работы - изучение становления податной системы Древней Руси.
Для достижения поставленной цели в данной работе решены следующие задачи:
- рассмотрена история возникновения налогов в России;
- проанализировать развитие предпосылки возникновения налоговой системы;
- изучить этапы становления и развития податного налогообложения в Древней Руси.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, показаны новизна, практическая значимость работы.
В первой главе «Зарождение податной системы Древней Руси» рассмотрены предпосылки возникновения, классификация, способы и виды подати.
Во второй главе «Этапы становления и развития налогово-податной системы Древней Руси» рассмотрены основные этапы развития податного налогообложения.
В заключении подведены общие итоги курсовой работы и изложены основные выводы.
В процессе подготовки данной курсовой работы основным материалом послужили монограммы, учебная литература, публикации авторов в российских научных периодических изданиях, а также в сети Интернет.
1. Зарождение податно-налоговой системы Древней Руси
1.1. Предпосылки возникновения.
История Древнерусского государства охватывает период с 862 (или 882) г. до татаро-монгольского нашествия.
Можно с точностью сказать, что понятие «Древнерусское государство» весьма условно. Появление славянских племен на будущих русских землях после нашествия гуннов произошло в V - VI вв. Первое централизованное государство - Киевская Русь - возникает в IX в., а лишь только через 150 лет берет свое начало его распад на большое число независимых княжеств. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Ход событий связанный с формированием русского государства во главе с Московским пришел к своему завершению в 1521 г. и с данного времени можно с уверенностью говорить об истории зарождения налогов и системы налогов в России. [3, с. 48]
Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. К первым государственным образованиям Древней Руси относились родовые общины. Первые племенные государства Древней Руси, зародившиеся из племенных союзов, базировались на натуральном способе ведения хозяйственной деятельности, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей. Феодальные отношения в данный период были выражены незначительно. Пополнение доходов государства выполнялось за счет сбора дани с подвластного населения. Величина дани регулировалась обычаем, что обусловливалось отсутствием какой-либо нормативной базы. Осуществление получения платы происходило в форме натуральных продуктов: мехов, меда и воска.
Совместно с натуральными взносами и деньгами, выплата дани осуществлялась челядью. Часть сборов распределялась князем среди дружины, которая представляла инструмент принуждения и служила рычагом управления. Кроме этого часть сборов шла на продажу в Византию, и возвращались назад в виде самых разных товаров - тканей, вин, драгоценностей. Помимо дани население должно было в обязательном порядке производить выплаты в пользу князя, отображавшуюся в торговых и судебных пошлинах, а также исполнять определенные натуральные повинности.
Первостепенно, в связи с нормандским происхождением первых русских князей (конунги) они вели себя как завоеватели. Основной их интерес состоял не в укрепление своей власти - хозяйств подданных, а в получении временной выгоды. К затратной части князя на первых этапах относились траты на содержание дружины, которые покрывались военной добычей. Со временем зародилась необходимость в содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансирования посольств, строительстве общественных зданий и сооружений.
С укреплением княжеской власти и возникновением потребности в увеличении поступлений в княжескую казну происходит некоторое упорядочение налоговых платежей. Упорядочение взимания дани и оброка было продиктовано также усложнением отношений внутри самого государственного образования. Так княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает «уставы» и «уроки», а именно упорядочивает взимание даней-податей, а установившаяся единица обложения становится («дым», «рало», «плуг»), определяющей постоянства самых разных взиманий с народной массы, известных славянам задолго до Ольги, где то в первой половине IX в., если не раньше.
Сбор налогов князями в основном был связан с двумя временами года: весна и зима. В данное время князь и его войско отдыхали от походов. До 988 г. в качестве основных видов налогов были: дани, оброки, корма. Сбор дани производился двумя способами:
Первый способ сбора дани именовался «повозом», второй – «полюдьем». «Полюдье» являлась чем-то вроде административно-финансовой поездкой князя по подвластным племенам. Уплата дани производилась натурой, как правило, мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Поступление налогов в виде податей производилось в казну князя в основном от владельцев земельных наделов, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Они состояли в прямой зависимости от потребностей князя. Важную роль играли предметы, которыми население облагалось в виде дани, к которым относились дым, или дом, рало и плуг. [4]
Все данные понятия по сути дела обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой сосредоточено сельское хозяйство. Основу ее представляет земля.
В связи с этим, основополагающим источником для выплаты налогов и сборов в древние и средние века служила земля. Соответственно все основополагающие тяжести в виде самых разных сборов и повинностей ложились на землю. В данные времена земледелие представляла основное занятие большей части населения, и имело распространение повсеместно. Следствием данного положения поземельная собственность приобретает статус главного мерила взимания податей, а вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати относились к двоякому роду: окладные или определенные количеством, и неокладные («дар», «даровые сборы»).
Первоначально все налоги были наделены такими особенностями, как: установление по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным.
Первое законодательное закрепление норм, регулирующих отношения основанных на сборах и повинностях возникает в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97. Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как «корм», «городовые» и «мостовые» деньги. «Корм» подразумевает поставку пищевого довольствия и относится к одному из древнейших видов повинностей. Она устанавливает «корм» чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит «корм» на деньги. В истории законодательного регулирования податной системы не остался не отраженным и период нахождения Руси под властью Золотой Орды. В ханских ярлыках 2-ой половины XIII в. - середины XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как «дань», «запрос», «дары», «ямы», «тамга» и «пошлины». Часть из них выплачивалась в денежном эквиваленте, а часть представляла натуральные поборы. [9, с. 135]
Во времена нахождения Руси под властью Орды первоначально сбор податей осуществляли сами татары при помощи своих фискальных чиновников Баскаков. В дальнейшем функции по сбору и контролю над выполнением повинностей были возложены на князей, которым передавался Ханский Ярлык. С XIII в. в податной системе Руси интенсивное развитие приобрела «посошная» подать. [8, с. 271]
После татаро-монгольского нашествия статус основного налога приобрел «выход». Первостепенно он выплачивался баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Взимание «выхода» производилось с каждой мужской души и со скота. Сбор дани выполнял каждый удельный князь в своем уделе. Далее он сам осуществлял передачу ее великому князю для отправления в Орду. Величина «выхода» определялась в зависимости от соглашений, поставленных между великих князей и ханами. Помимо «выхода» имели место присутствия еще несколько ордынских тягот.