Курсовая работа|Культурология

Исполнительский стиль календарно-обрядовых песен

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 25

Введение

Глава 1. Понятие песни, ее виды, особенности

1.1. Песня: понятие, классификация, характеристика

1.2. Специфика фольклорной песни

Глава 2. Особенности исполнительского стиля календарно-обрядовых песен

2.1. Понятие и сущность календарно-обрядовых песен

2.2. Стиль исполнения календарно-обрядовых песен

Заключение

Литература

Приложение

 

 

В настоящее время песенная речь - это неотъемлемая часть жизни многих людей. Кто-то является непосредственно исполнителем эстрадной песни, кто-то ее автором - поэтом - песенником, а большинство - это слушатели, для кого, собственно, эти песни и предназначены. В данный момент, когда проблемы русского языка на государственном уровне поднимаются наиболее остро, когда создана комиссия при Президенте РФ, представляется недопустимым нарушение норм русского литературного языка в произведениях песенного творчества.

Современный этап развития общества характеризуется потребностью в интеллектуально содержательных, орфоэпически, лексически и стилистически грамотных текстах, но современные эстрадные песни лишь за редким исключением отвечают этим запросам, большинство же изобилует нарушением норм русского литературного языка.

Песенная речь, являясь звуковой реализацией исполнителями песенных текстов, доносимой до зрителей и слушателей со сцены, экрана, по радио, обладает целым рядом специфических черт, требующих своего исследования. Особо следует сказать о роли слова в песне. Известен парадокс: при создании сборника стихов, выходящего тиражом в пять тысяч экземпляров, редактор - специалист придирчиво изучает каждое слово поэта и требует заменить его, если оно недостаточно выразительно; когда же выпускается, например, на экраны телевидения (то есть стомиллионным тиражом!) новая песня, никто не заботится о том, чтобы звучащие в ней слова обладали смыслом.

Крупнейшие лингвисты Р.И. Аванесов, Р.А. Будагов, Г.О. Винокур, И. С. Ильинская, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский посвящали свои работы в 1940-60 гг. вопросам теории русской сценической и певческой речи. В аспекте выявления лингвистической специфики, изучения внутренней структуры русской сценической речи рассмотрены вопросы произносительной характерологии в диссертационных исследованиях В.Д. Шокоревой и Л.Н. Кузнецовой.

Объектом данного исследования явились песня фольклорная.

Предметом изучения стала песня как музыкально-поэтический вид искусства.

Цель работы заключается в том, чтобы изучить особенности исполнительского стиля календарно-обрядовых песен.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач исследования:

1. Охарактеризовать песню, в том числе и фольклорную.

2. Определить особенности исполнительского стиля календарно-обрядовых песен.

Структура работы определяется целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Завершается работа приложением.

 

Глава 1. Понятие песни, ее виды, особенности

1.1. Песня: понятие, классификация, характеристика

Песня - это «музыкально-поэтический вид искусства»[1].

По мнению В. Проппа следует различать фоль­клорную песню и песню как жанр письмен­ной поэзии[2]. В традиционном фольклоре текст песни и ее мелодия создавались одновременно. Литературная песня служила лишь основой для последующих, часто различных музыкаль­ных обработок[3].

Народная песня — один из древней­ших   поэтических   жанров,    может быть  эпической,  лирической,  лиро-эпической и лиро-драматической. Для эпических песен (напр., русских былин, украинских дум, гайдуцких и юнац­ких песен южных славян, испанских романсеро) характерна развитая повествовательность[4].   

В  традиционных лирических песнях повествовательное на­чало развито   довольно слабо. Их главное назначение не в изображении тех или иных событий, а в выраже­нии   к   ним   определенного   идейно-эмоционального отношения. Различ­ные жанры народной лирики отли­чаются   друг   от   друга   характером выражаемых эмоций;  ср.,  например,  за­клинания, величания и шуточ­ные песни традиционного русского фоль­клора.  

Лиро-эпическими являются народные баллады и причита­ния. В этих песенных жанрах раз­вернутое повествование сочетается с сильным   эмоциональным звуча­нием. Примером лиро-драматических жанров являются хороводные и игро­вые песни. Содержание этих песен разыгры­вается. В   зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые[5].

Календарные обряды сопровождали колядки, подблюдные, масленичные песни, веснянки, купальские, жатвенные, дожиночные и помочные песни. Главное назначение календарных песен — ока­зать желаемое воздействие на при­роду, вызвать хороший урожай[6].

Песни семейно-бытового обряда сопро­вождали наиболее   знаменательные моменты в жизни человека. Необря­довые песни исполнялись в самых раз­личных условиях, в любое время года. Их содержание  претерпело значительные исторические измене­ния. Примером могут служить необ­рядовые русские песни.

До 17 в. песни созда­вались преимущественно в крестьян­ской  среде.   Большинство этих песен имело бытовое содержание. В 17— 18 вв. создаются русские и украин­ские песни-канты[7].

Вначале канты имели религиозное содержа­ние, затем появились канты любов­ные, шуточные, застольные и поздравительные. Канты исполнялись без сопровождения инструментов. С 18 в. возникают солдатские и рабочие песни., в которых преобладающее место зани­мает социальная тематика. Во второй половине 13 — нач. 20 в. получает распространение городская песня быто­вого содержания — мещанский ро­манс.

В периоды больших политических кризисов, на гребне народных   движений песня возникала как выражение сокровенных чаяний трудовых  масс.

Выдающееся значение приобрели песенные жанры в литературе. Так, уже поэты древней Греции (7—5 вв. до н. э.) разрабатывают тематику куль­товых, застольных, свадебных и лю­бовных песен, пишут песни-элегии разнообразной тематики, сочиняют песни-гимны в честь богов и победителей на состязаниях. В эпоху средневековья (12—13 вв.) прован­сальские  трубадуры  создают  такие стихотворно-песенные  формы, как канцона, альба, рондо, тенцона, сирвента, серенада и баллада[8].

  1. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. – М.: Сов. композитор, 1986. – 238 с.: нот.
  2. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество: учеб. / В. П. Аникин. - М. : Высш. шк., 2001.
  3. Власова, З. И. Скоморохи и фольклор / З. И. Власова. - СПб. : Алетейя, 2001.
  4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для сред. и высш. пед. вузов / Г. Н. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд. центр "Академия", 2000.
  5. Енговатова М.А. Особые формы совместного пения // Живая старина. 1997. № 2. С. 50–54.
  6. Ефременков, М. С. Свадебные корильные песни и смоленская частушка / М. С. Ефременков // Филологические науки. - 2004. - № 5.
  7. Квитка К.В. Избранные труды: В 2 т. / Сост. В.Л. Гошовский. – М.: Сов. композитор, 1971. Т. 1. – 384 с.; 1973. Т. 2. – 423 с.
  8. Колпакова, Н. Русская народная бытовая песня / Н. Колпакова. - М.-Л., 1962.
  9. Пропп, В. Я. Поэтика фольклора: сб. тр. / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 1998.
  10. Русская народная песня. Библио­графический указатель. 1735—1945 гг. / сост. В. М. Сидельников. - М., 1962. – Вступительная статья.
  11. Савельева Н.М. Истоки. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области в многомикрофонной записи. – Брянск: Изд-во обл. науч-метод. центра, 1993. Вып. 1. – 71 с.: нот.; Вып. 2 – 71 с.
  12. Словарь литературных терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.
  13. Фольклор Новгородской области: история и современность: по материалам фолькл. архива Новгород, университета за 30 лет. – М. : Стратегия, 2005.
  14. Ходжаев, Ф. А. Календарные народные праздники / Ф. А. Ходжаев, Л. Н. Крючкова. - М. : Флинта : Наука, 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2021 год 23 стр.
Художественная обработка текстильных материалов
Kristina

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское