Введение
Глава 1. Понятие песни, ее виды, особенности
1.1. Песня: понятие, классификация, характеристика
1.2. Специфика фольклорной песни
Глава 2. Особенности исполнительского стиля календарно-обрядовых песен
2.1. Понятие и сущность календарно-обрядовых песен
2.2. Стиль исполнения календарно-обрядовых песен
Заключение
Литература
Приложение
В настоящее время песенная речь - это неотъемлемая часть жизни многих людей. Кто-то является непосредственно исполнителем эстрадной песни, кто-то ее автором - поэтом - песенником, а большинство - это слушатели, для кого, собственно, эти песни и предназначены. В данный момент, когда проблемы русского языка на государственном уровне поднимаются наиболее остро, когда создана комиссия при Президенте РФ, представляется недопустимым нарушение норм русского литературного языка в произведениях песенного творчества.
Современный этап развития общества характеризуется потребностью в интеллектуально содержательных, орфоэпически, лексически и стилистически грамотных текстах, но современные эстрадные песни лишь за редким исключением отвечают этим запросам, большинство же изобилует нарушением норм русского литературного языка.
Песенная речь, являясь звуковой реализацией исполнителями песенных текстов, доносимой до зрителей и слушателей со сцены, экрана, по радио, обладает целым рядом специфических черт, требующих своего исследования. Особо следует сказать о роли слова в песне. Известен парадокс: при создании сборника стихов, выходящего тиражом в пять тысяч экземпляров, редактор - специалист придирчиво изучает каждое слово поэта и требует заменить его, если оно недостаточно выразительно; когда же выпускается, например, на экраны телевидения (то есть стомиллионным тиражом!) новая песня, никто не заботится о том, чтобы звучащие в ней слова обладали смыслом.
Крупнейшие лингвисты Р.И. Аванесов, Р.А. Будагов, Г.О. Винокур, И. С. Ильинская, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский посвящали свои работы в 1940-60 гг. вопросам теории русской сценической и певческой речи. В аспекте выявления лингвистической специфики, изучения внутренней структуры русской сценической речи рассмотрены вопросы произносительной характерологии в диссертационных исследованиях В.Д. Шокоревой и Л.Н. Кузнецовой.
Объектом данного исследования явились песня фольклорная.
Предметом изучения стала песня как музыкально-поэтический вид искусства.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить особенности исполнительского стиля календарно-обрядовых песен.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач исследования:
1. Охарактеризовать песню, в том числе и фольклорную.
2. Определить особенности исполнительского стиля календарно-обрядовых песен.
Структура работы определяется целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Завершается работа приложением.
Глава 1. Понятие песни, ее виды, особенности
1.1. Песня: понятие, классификация, характеристика
Песня - это «музыкально-поэтический вид искусства»[1].
По мнению В. Проппа следует различать фольклорную песню и песню как жанр письменной поэзии[2]. В традиционном фольклоре текст песни и ее мелодия создавались одновременно. Литературная песня служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных обработок[3].
Народная песня — один из древнейших поэтических жанров, может быть эпической, лирической, лиро-эпической и лиро-драматической. Для эпических песен (напр., русских былин, украинских дум, гайдуцких и юнацких песен южных славян, испанских романсеро) характерна развитая повествовательность[4].
В традиционных лирических песнях повествовательное начало развито довольно слабо. Их главное назначение не в изображении тех или иных событий, а в выражении к ним определенного идейно-эмоционального отношения. Различные жанры народной лирики отличаются друг от друга характером выражаемых эмоций; ср., например, заклинания, величания и шуточные песни традиционного русского фольклора.
Лиро-эпическими являются народные баллады и причитания. В этих песенных жанрах развернутое повествование сочетается с сильным эмоциональным звучанием. Примером лиро-драматических жанров являются хороводные и игровые песни. Содержание этих песен разыгрывается. В зависимости от условий бытования народные песни делятся на обрядовые и необрядовые[5].
Календарные обряды сопровождали колядки, подблюдные, масленичные песни, веснянки, купальские, жатвенные, дожиночные и помочные песни. Главное назначение календарных песен — оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай[6].
Песни семейно-бытового обряда сопровождали наиболее знаменательные моменты в жизни человека. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года. Их содержание претерпело значительные исторические изменения. Примером могут служить необрядовые русские песни.
До 17 в. песни создавались преимущественно в крестьянской среде. Большинство этих песен имело бытовое содержание. В 17— 18 вв. создаются русские и украинские песни-канты[7].
Вначале канты имели религиозное содержание, затем появились канты любовные, шуточные, застольные и поздравительные. Канты исполнялись без сопровождения инструментов. С 18 в. возникают солдатские и рабочие песни., в которых преобладающее место занимает социальная тематика. Во второй половине 13 — нач. 20 в. получает распространение городская песня бытового содержания — мещанский романс.
В периоды больших политических кризисов, на гребне народных движений песня возникала как выражение сокровенных чаяний трудовых масс.
Выдающееся значение приобрели песенные жанры в литературе. Так, уже поэты древней Греции (7—5 вв. до н. э.) разрабатывают тематику культовых, застольных, свадебных и любовных песен, пишут песни-элегии разнообразной тематики, сочиняют песни-гимны в честь богов и победителей на состязаниях. В эпоху средневековья (12—13 вв.) провансальские трубадуры создают такие стихотворно-песенные формы, как канцона, альба, рондо, тенцона, сирвента, серенада и баллада[8].