Введение
Глава 1. Правовое регулирование возможности изменения субъектного состава РФ
1.1.Конституционные основы изменения субъектного состава РФ
1.2. Тенденции укрупнения российских регионов
Глава 2. Основные формы изменения субъектного состава РФ
2.1. Изменение территории субъекта РФ в связи с образованием в составе России нового субъекта
2.2. Изменение
Заключение
Список использованной литературы
Анализ конституционно- правового регулирования изменения субъектного состава РФ актуален в связи с специфическими особенностями российского федерализма и тенденциями к динамике развития качества и количества субъектов РФ.
Российская Федерация является лидером среди федераций мира по количеству субъектов в своем составе. На момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. их насчитывалось 89. В последующем в результате территориальных изменений Российская Федерация стала состоять из 83 субъектов.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения – Севастополь.
Таким образом, число субъектов РФ возросло до 85.
Уменьшение численного состава российских регионов произошло за последние несколько лет в связи с их объединением.
При этом в перспективе предполагается продолжение процесса укрупнения регионов, хотя отношение к этому процессу в юридическом мире неоднозначно.
Сторонники объединения субъектов России обосновывают этот процесс необходимостью экономического роста слабых в хозяйственном отношении регионов, тогда как противники укрупнения регионов считают, что оно ведет к ухудшению управленческой взаимосвязи с населением, к ухудшению экономического положения региона-донора, к росту национализма среди нерусского населения и к другим негативным явлениям.
Цель курсовой работы – анализ конституционно-правового регулирования изменения субъектного состава РФ.
Задачи курсовой работы:
1. изучить правовое регулирование возможности изменения субъектного состава РФ, конституционные основы изменения субъектного состава РФ;
2. Тенденции укрупнения российских регионов
3. исследовать основные формы изменения субъектного состава РФ: изменение территории субъекта РФ в связи с образованием в составе России нового субъекта; изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского конституционного права.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)// Российская газете. - 1993. - 25 декабря; Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 548.
- Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 12. - Ст. 1201.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3745.
- Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.
- Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 2 июня 2007 г.) "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 12 апреля 2006 г.) "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
- Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 12 апреля 2006 г.) "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.
- Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (ред. от 31.10.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4916.
- Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 365-О "По запросу Парламента Республики Северная Осетия - Алания о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений статей 3 и 6 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 634.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3581.
- Гончаров, В.В. О некоторых вопросах укрупнения субъектов Российской Федерации как условия оптимизации системы государственного управления: современные проблемы и перспективы развития/ В.В.Гончаров // Юридический мир. - 2010. - № 2. - С. 12 - 16.
- Гончаров, В.В. Роль и место Государственного Совета Российской Федерации и полномочных представителей Президента России в федеральных округах в координации системы исполнительной власти в стране и преодолении центробежных политических тенденций / В.В.Гончаров // Юридический мир. - 2008. - № 3. – С.23.
- Добрынин, Н.М. Федерализм в России: оценка состояния и пути решения проблем / Н.М.Добрынин // Право и политика. - 2006. - № 5. – С.32.
- Добрынин, Н.М. Управление развитием Федерации: прикладной системный анализ в сфере государственно-территориального устройства. Часть 2. Проблемы федеративной системы: постановка и пути решения / Н.М.Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева // Право и политика. - 2011. - № 1. - С. 14-17.
- Замышляев, Д.В. Основные пути оптимизации политико-территориального устройства Российской Федерации / Д.В.Замышляев // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 3. - С. 28-31.
- Золотухина, Т.А. Правовая политика в области укрупнения российских регионов / Т.А.Золотухина // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 34 - 36.
- Коломейцева, Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации / Т.А.Коломейцева // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. – С.40-45.
- Курилкина, О.А. Проблема реализации конституционного принципа целостности государства в постсоветской России / О.А.Курилкина // Научные труды. Выпуск 5. В 3 т. Т. 1 / Российская академия юридических наук. - М.: Издательская группа "Юрист", 2005. – 523 с.
- Макаров, А.В. Объединение субъектов Федерации: этнонациональный и территориальный факторы в зеркале права / А.В.Макаров // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 2. - С. 3 - 10.
- Михалева, Н.А. Конституция 1993 г. - юридическая модель настоящего и будущего России / Н.А.Михалева // Lex russica. 2013. - № 12. - С. 1307 - 1317.
- Путин подарил Китаю полтора острова: на Дальнем Востоке подсчитывают убытки // По материалам сайта http://www.newsru.com/russia/19oct2004/present.html.
- Спрыгина, О.Р. Образование нового субъекта Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования / О.Р.Спрыгина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 10. - С. 23 - 28.
- Степанченко, В.И. Об опыте развития форм и методов упрочения единства Российской Федерации на примере автономных округов, входящих в состав Тюменской области/ В.И.Степанченко // Право и политика. - 2008. - № 10(106). – С.40.
- Угланова, О.Е. Образование нового субъекта Российской Федерации: правовая политика и конституционные основы / О.Е.Угланова // Правовая политика и правовая жизнь. - 2007. - № 3. - С. 182 – 188.
- Филатов, Ю. Россия "подарила" Азербайджану два села и 600 граждан / Ю.Филатов // по материалам сайта http:// www.km.ru/ bsssr/ 2011/ 06/ 28/ territorial_nayatselostnostrossii/ rossiyapodarilaazerbaidzhanudva-sela-i-600-gr.
- Хлопушин С.Н. Конституционные основы российской государственности и их законодательное обеспечение // Юридический мир. 2012. - № 6. - С. 8 - 13.
- Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения: Конституционно-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2005.
- Чертков, А.Н. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации / А.Н.Чертков // Журнал российского права. - 2013. - № 11. - С. 18 - 26.
- Чертков, А.Н. Мониторинг законодательства об изменении субъектного состава Российской Федерации и практики его применения / А.Н.Чертков // Законодательство и экономика. - 2010. - № 3. - С. 7 - 16.
- Чертков, А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации как пространственного предела их территорий / А.Н.Чертков // Журнал российского права. - 2009. - № 9. - С. 17 - 25.
- Шугрина, Е.С. Изменение границ субъекта РФ: особенности правового регулирования и правоприменительной практики / Е.С.Шугрина // Lex russica. - 2012.- № 5. - С. 938 - 957.
- Ягья, В.С. Укрепление регионов в Российской Федерации - за и против / В.С.Ягъя // Государственно-правовая политика в Северо-Западном регионе: Сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 27 - 28 октября 2011 г. / Под общ. ред. К.И. Серова, А.В. Кузьмина. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2011. – 455 с.