Введение
Глава 1. Понятие федерации и ее субъектов
Глава 2. Особенности конституционного-правового статуса отдельных видов субъектов РФ
2.1. Конституционно-правовой статус республик
2.2. Конституционно- правовой статус края, области, города федерального значения
2.3. Автономные округа и автономная область
Глава 3. Тенденции в развитии субъектов РФ
Заключение
Список использованной литературы
Россия представляет собой демократическое правовое федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Каждый субъект Российской Федерации состоит в федеративных отношениях с государством.
Анализ конституционно- правового регулирования изменения субъектного состава РФ актуален в связи с специфическими особенностями российского федерализма и тенденциями к динамике развития качества и количества субъектов РФ.
Российская Федерация является лидером среди федераций мира по количеству субъектов в своем составе. На момент принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. их насчитывалось 89. В последующем в результате территориальных изменений Российская Федерация стала состоять из 83 субъектов.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения – Севастополь.
Таким образом, число субъектов РФ возросло до 85.
Уменьшение численного состава российских регионов произошло за последние несколько лет в связи с их объединением.
Основой развития федеративных отношений в Российской Федерации послужило заключение Федеративного договора 1992 года и принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году. Конституция РФ 1993 г. характеризуется рядом принципиально новых подходов к решению проблем государственного устройства нашей страны, многие из которых имеют существенное правовое и политическое значение. Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. Таким образом, изучение вопросов, связанных со статусом субъектов Российской Федерации, актуально.
Целью работы является изучение конституционного статуса субъектов Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать общую характеристику конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации;
2. рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область;
3. охарактеризовать тенденции развития субъектов Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы следующих авторов: Артамонов А.Н., Безруков А.В., Брежнев О.В., Гумашвили Л.Э., Добрынин Н.М., Казанцев М.Ф., Калинина Л.Е., Кириенко Г.С., Литвинов В.А., Мокрый В.С., Усс А.В., Филиппов М., Чертков А.Н., Эмих В.В.