Введение
Глава 1. Эпоха Реформации и протестантизм
Эпоха Реформации и кризис
Основные направления протестантизма. Общее и различия в вероучении и культе протестантизма и православия
Глава 2. Идея воссоединения протестантизма с Православной Церковью
2.1. Лютеранство и Константинопольская церковь
2.2. Результаты контактов между лютеранами и Константинопольским патриархом
Заключение
Библиографический список
Актуальность. К концу Средневековья католическая церковь была одной из самых богатых и могущественных организаций в Европе. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан и простых, и знатных, все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви – Реформацию. К концу XV века во многих странах Европы сформировалась сильная королевская власть. Короли, опиравшиеся на армию и бюрократический аппарат, были недовольны вмешательством Пап в их дела. Наибольшее недовольство католическая церковь вызывала в раздробленной Германии. Поэтому именно с нее и началась Реформация в Европе. В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов – свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась Аугсбургским миром, установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях. Идея перестроить церковь оказалась заразительной, и вскоре Реформация в Европе распространилась на юг Германии, Швейцарию, Францию, скандинавские страны. В Нидерландах местные протестанты вообще подняли восстание против испанского господства и добились независимости. Своеобразно развивалась Реформация в Англии. Авангардом борьбы против протестантов стал орден иезуитов, основанный в 1540 г. Его последователи создали в европейских странах сеть школ, дававших отличное образование и прививавших учащимся верность католической церкви. Эти меры во многом позволили остановить Реформацию. Но прежнего могущества католическая церковь уже не имела. А вместе с тем, протестанты старались сблизиться с представителями православного христианства – Восточной Церковью. На сегодняшний день вопрос об истоках православно-протестантских контактах вновь становится актуальным, что подчеркивалось в двусторонних встречах и собеседованиях представителей Православной Церкви и лютернаских теологов на современном этапе истории.
Историография проблемы. Историография данной темы делится на два периода. До Эрнста Бенца все исследователи Гейнеций (Heineccius), Гефеле (Hefele), И.Т. Осинин, А.П. Лебедев, Йорга (Iorga) Кармирис оприрались исключительно на источники, опубликованные в Туркогреции Мартина Крузия. Данные исследователи подробно изучали переписку Меланхтона с Константинольским партиархом. При этом полагали, что патриарх Иоасафу II получил письмо Меланхтона и греческий перевод Аугсбургского Исповедания, на который патриарх не ответил. Таким образом, диалог между протестантами и православными не состоялся.
Эрнст Бенц изучая новые источники: письма Филиппа Меланхтона, письма Валентина Вагнера, письма Примуса Трубера и других сотрудникова барона Ханса фон Унгнада, греческий текст Аугсбургского исповедания, материалы библиографии Якоба Гераклида Деспота, которые опубликовал Э. Лагран, пришел к новым выводам. В своих трудах Эрнст Бенц делает вывод, что человек, который доставил письмо патриарху Дмитрий Мизос был сторонником протестантизма и имел цель распространить Реформацию на православные области Европы. Таким образом, делается вывод о том, что контакты между православными и лютеранми были. А некоторые представители Православной Церкви поддерживали лютеран.
Профессор Кармирис пересмотрел свою версию, изучив труды Эрнст Бенца и в 1966 году, всю ответственность за неудачу переговоров между православными и протестантами возложил на Дмитрий Мизоса, которого Бенц назвал ренегатов и «демонической личностью».
М.Казаку в кратком сообщении в 1982 году на 16 конгрессе византинистов привлек к исследованию много новых источников. И попытался идентифицировать одного из сподвижников Гераклида по имени Дмитрий в диаконом Дмитрием Мизосом. Но позже отказался от своих взглядов.
Кандидат богословия. Доцент Санкт-Петербургской православной духовной академии Архимандрит Августин (Никитин)
подробно описывает тему взаимоотношений лютеранства и Православия. Исследуя вопрос о том, какое значение в этом играет Аугсбургская исповедь. При этом важным является то, что изучая вопрос о переписке между представителями православной церкви и лютеранства было и взаимопонимание и дискуссии по основным религиозным постулатам. В конце концов, лютеране были обвинены в искажение истинной веры, как и католики еще в эпоху Зарождения Протестантизма.
Таким образом, анализ исследовательской литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение контактов между протестантами и православными нельзя в период Зарождения Реформации назвать полной.
Анализ источников. Все источники, рассмотренные в работе делятся на:
- законодательные источники;
- делопроизводственные материалы.
К первой группе источников относится Нантский эдикт 1598г. Также относятся Аугсбурская исповедь, которая стала предметом обсуждения православных священнослужителей. Исходя из которого Восточной Церковь могла бы сделать вывод о возможности воссоединение лютеранства и православия.
Ко второй группе можно отнести письмо М. Лютера « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520г., письма Меланхтона Константинопольскому партиарху Иоасафу II. Письмо Димитрия, Константинопольского диакона, к Филиппу Меланхтону от 15 октября 1559 г., на греческом языке, было получено Мартином Крузиусом от Якоба Монавиуса и опубликовано им в Туркогреции параллельно с латинским переводом. Данные источники позволяют нам сделать вывод о содержание и характере вопросов обсуждаемых между представителями православной церкви и последователей Лютера.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что источниковая база данной темы недостаточно широка. Она позволяет получить представление о контактах между православными и протестантами в период Зарождения Реформации, но вместе с тем оставляет много спорных моментов.
Целью данной работы является изучение контактов между протестантами и православными в период Зарождения Реформации.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- исследовать эпоху Реформации и кризис ортодоксально-католической идеологии;
- рассмотреть основные направления протестантизма, общее и различия в вероучении и культе протестантизма и православия;
- проанализировать диалог между лютеранством и Константинопольской церковью;
- обобщить результаты переговоров между лютеранами с Константинопольским патриархом.
Методологическая база. В основу данного исследования положен принцип историзма, который предполагает производить историческое познание вещей и явлений в их становление и развитии, то есть в органической связи с порождающими их условиями. Невозможно изучить проблему контакта между протестантами и православными в период Зарождения Реформации, без исследования причин возникновения Реформации, так же без исследования какие отношения складывались между протестантами и католицизмом, и на какие течения есть в самом протестантизме.
Автор данной работы рассматривает контакты между протестантами и православными в период Зарождения Реформации с точки зрения всемирно-исторического подхода.
Кроме того, в исследовании были применены компаративный и проблемно-хронологический методы. Компаративный метод нацеливает историка на изучение исторического явления, как составного элемента всемирно-исторического процесса, вне которого оно не может возникнуть. Чтобы оценить характер протестантского учения, необходимо иметь представление и о ветвях христианской веры. Вместе с тем протестантизм имели свои особенности.
Проблемно-хронологический метод позволяет рассмотреть как в разные периоды времени взаимоотношения между представителями православной и протестантской церкви преобразовалось и менялось.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, где раскрывается актуальность, цели и задачи исследования. Также рассматривается историография проблемы, анализируется источникновая и методологическая базы.
В первой главе дается характеристика эпохи Реформации, причины возникновения Реформации, рассматривается вопрос о различных течениях христианской веры, большое внимание уделяется различным течениям протестантизма.
Во второй главе рассматривается вопрос о контактах между протестантами и православными в период Зарождения Реформации, об идейных сближениях и о прекращение диалога.
В Заключение делаются выводы и подводятся итоги.
В конце работы есть Библиографический список.
В курсовой работе 2 рисунка.