Актуальность исследования. В наши дни в России проблема решения земельного вопроса всё ещё остается актуальной и главной. Общепринятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сделал земельные отношения в стране наиболее прозрачными, в той или другой мере поддающимися правовому регулированию. Впрочем, решение проблем охраны земельного фонда государства как национального достояния, обороны прав землепользователей и владельцев земельных участков, обеспечения финансовой стабильности в развитии земельных отношений только лишь наметилось [1].
Земельный фонд государства - земли, расположенные в пределах Российской Федерации, которая несет ответственность перед обществом за состояние, использование и охрану земель. Разбирая этот вопрос надо принимать во внимание, что в основе муниципального управления лежит принцип стойкого развития - предоставление широких правомочий в вопросах воплощения земельной политики субъектам Российской Федерации, региональным органам исполнительной власти и органам районного самоуправления.
Цель исследования заключается в выявлении проблем и перспектив защиты и охраны земельных ресурсов. На основании поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
- Изучение правовой системы охраны земельных ресурсов;
- Рассмотрение целей охраны земель;
- Разработка мероприятий и перспектив по улучшению качественных характеристик земель.
Объектом исследования являются земельные ресурсы.
Предметом исследования является разработка мероприятий, которые будут защищать земельные ресурсы от негативных процессов.
Методологическая значимость исследования. При написании данной работы использовались труды учёных, которые специализируются по охране земельных ресурсов, нормативные документы по вопросу защиты земельных ресурсов, постановления органов Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и систематизированы понятия, цели и содержание охраны земель.
Практическая значимость исследования. В данной работе разработаны мероприятия и перспективы, направленные на улучшение качественных характеристик земель. Эти мероприятия могут использовать как учёные, работающие в сфере исследования земель, так и любой гражданин, пытающийся облагородить окружающие его территории.
Структура работа состоит из введения, заключения, двух глав, вторая глава разделена на три параграфа и списка литературы.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Земля и верхний слой почвы, являясь обязательной, и составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связаны с другими ее частями: водами, лесами, животным и растительным миром, полезными ископаемыми и другими ценностями недр земли. Без земли и почвы буквально нельзя производить внедрение иных природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле незамедлительно или же в недалёком будущем станет наносить урон всей находящейся вокруг природной среде, приводить не только лишь к разрушению поверхностного слоя земли - почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим смещением в худшую сторону всего природного комплекса. Как раз вследствие этого, в частности, охрана земель рассматривается как обеспечивание (сохранение) основы жизни и работы населения и создание условий для стойкого развития общества (ст. 9 Конституции РФ, ст. 12 ЗК РФ). Отсюда следует, что охране подлежат все категории земель, как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного использования. Приоритета в этом плане заслуживают земли сельскохозяйственного предназначения и земли наиболее охраняемых территорий (заповедников, государственных парков, заказников и др.). Режим применения и охраны, наиболее охраняемых территорий определен Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях».
Как предписано в ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые долголетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе территорий сельскохозяйственного предназначения имеют ценность в применении и подлежат особенной охране[2].
Для постройки промышленных объектов и других несельскохозяйственных нужд выделяются земли, неприменимые для ведения сельскохозяйственного производства, или же сельскохозяйственные угодья из территорий сельскохозяйственного предназначения не лучшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства же рядов электропередачи, связи, магистральных трубопроводов и иных аналогичных сооружений допускается выделение сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного предназначения среднего качества. Данные сооружения находятся ключевым образом вдоль автомобильных дорог и пределов полей севооборотов.
Изъятие, в том числе методом выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного применения сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых выше личного среднерайонного уровня, допускается только лишь в исключительных случаях. Данные случаи, при недоступности иных разновидностей вероятного размещения нижеперечисленных объектов, могут быть связаны:
- с выполнением интернациональных обязательств Российской Федерации;
- с обеспечиванием обороны и безопасности страны;
- с разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением распространённых полезных ископаемых);
- с содержанием объектов культурного наследства Российской Федерации;
- со строительством и содержанием объектов культурно-бытового, общественного, образовательного предназначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и иных аналогичных сооружений.
Наиболее ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, среди них угодья опытно-производственных подразделений Научно-исследовательских организаций, учебно-опытных отрядов образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых значительно выше среднерайонного уровня. Все эти угодья имеют все шансы на интеграцию в список земель, внедрение которых для иных целей не допускается, в согласовании с законодательством субъектов Российской Федерации интегрированы
И, в конце концов, ст. 79 3К РФ уточняет, собственно, что применение земельных долей, которые образовались в итоге приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 56 ЗК РФ устанавливает особые ограничения прав на землю в целях обеспечивания рационального применения и охраны. В частности, могут устанавливаться надлежащие ограничения прав на землю[3]:
- особенные условия применения земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- особенные условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, хранения плодородного слоя почвы, натуральной среды обитания, путей передвижения диких животных;
- обстоятельства начала и окончания застройки или же освоения земельного участка в течение поставленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту. Обстоятельства строительства, ремонта и содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, который оказался в государственной или же муниципальной собственности; другие ограничения применения земельных участков в случаях, которые прописаны ЗК РФ и иными федеральными законами.
Ограничения прав на землю уточняются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов районного самоуправления или же заключением суда. Они устанавливаются пожизненно или же на конкретный срок.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к иному лицу. Эти ограничения прав подлежат государственной регистрации в порядке, который установлен Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю имеет возможность быть, естественно, обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Целями охраны земель согласно п. 2 ст. 12 ЗК РФ считаются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, иных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечивание совершенствования и восстановления земель, которые подверглись деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности[4].
Остановимся подробнее на раскрытии понятий вышеназванных неблагоприятных результатов.
Деградированными считаются земли, на которых в итоге природного и антропогенного влияния случается смещение в худшую сторону данных земель. Деградация земель может привести к важным финансовым потерям, вреду окружающей природной среде, созданию опасности причинения вреда самочувствию человека, понижению качества сельскохозяйственной продукции и к иным тяжёлым последствиям.
1«Земельное право Российской Федерации», Л.В. Воробьев, Т. 2007
[2] Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147
[3] Федеральный Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2009) "О недрах" // "Российская газета" - 29.12.2009
[4] Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147