ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Основные подходы к теории поведения потребителя
1.2 Принципы и факторы поведения потребителей
2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
2.1 Потребительские предпочтения. Кривая безразличия
2.2 Бюджетные ограничения и оптимум потребителя
3. РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Домохозяйство (семья) в современной экономике представляет собой главную силу в производстве и распределении товаров и услуг. В разные исторические эпохи в зависимости от характера общественных отношений изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.
Отличительной чертой рыночной экономики является ее ориентация на потребителя. Поэтому очень важным как для производителя, так и для потребителя является знание основных тенденций и законов поведения потребителя на рынке. Теория выбора у потребителя является одной из составляющих микроэкономики потому, что позволяет объяснить как формируется спрос, его структура, динамика, взаимосвязь с ценами, то есть объясняет как потребители тратят свои доходы, цель достичь наилучшего удовлетворения своих потребностей. Цель потребительского выбора - максимизация удовлетворения потребностей потребителя, в этом и заключается актуальность данной работы. В создание этой теории значительный вклад внесли экономисты XIX - начала XX Г Госсен, Е Энгель (Германия), К Менгер и Е Бем-Баверк (Австрия), УС Дже-Вонс и Ф Эджуорт (Англия).
Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.
Целью данной работы является проведение исследования поведения потребителя в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные подходы к теории поведения потребителя,
2) проанализировать принципы и факторы поведения потребителей,
3) изучить потребительские предпочтения и кривую безразличия,
4) исследовать бюджетные ограничения и оптимум потребителя,
5) определить реакцию потребителя на изменение рыночной конъюнктуры.
Объектом исследования является поведение потребителя. Предметом исследования выступают особенности поведения потребителя в условиях рынка.
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
Андреев Б. Ф. Системный курс экономической теории: Микроэкономика. Макроэкономика: учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Бизнес-пресса, 2011. - 656 с.
Борзунова Т. А. Экономическая теория: практ. пособие - Великие Луки: ВГСХА, 2010. - 150 с
Борисов Е. Ф. Основы экономической теории: учеб. для ссузов - М.: Высш. шк., 2009. - 240 с.
Гукасьян Г. М. Экономическая теория. Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие для вузов - СПб.: Питер, 2012. - 480 с.
Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник - М.: Экономистъ, 2010. - 861 с.
Куликов Л. М. Экономическая теория: учеб. для вузов - М.: Проспект, 2009. - 432 с.
Лемешевская Л. В. Экономическая теория: учеб. пособие – Минск: Кн. дом; Мисанта, 2011. - 336 с.
Носова С. С. Экономическая теория: учеб. для вузов по экон. спец. - М.: Владос, 2009. - 519 с.
Океанова З. К. Экономическая теория: учеб. для вузов - М.: Дашков и К, 2010. - 652 с.
Попов А. И. Экономическая теория [учеб. для вузов] 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012.- 544 с.
Пушкарева В. М. Экономика: учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2013. - 256 с.
Симкина Л. Г. Экономическая теория: учеб. для вузов 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.
Экономическая теория. Краткий курс: учеб. пособие для вузов - М.: Владос, 2010. - 288 с.
Экономическая теория (Политическая экономия): учеб. пособие для вузов 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 1008 с.
Экономическая теория: учеб. для вузов под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
Экономическая теория: учеб. для вузов под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой - М.: Экзамен, 2012. - 592 с.
Экономическая теория: учеб. для вузов под ред. В. Д. Камаева 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2010. - 591 с.
Экономическая теория: учебник под ред. А. А. Кочеткова - М.: Дашков и К, 2010. - 608 с.