Введение
Система мест лишения свободы в 20-30-е гг. ХХ в
Система мест лишения свободы в 40-90-е гг. ХХ в
Заключение
Библиография
Курсовая работа|История
Авторство: gotovoe
Год: 2015 | Страниц: 37
Введение
Система мест лишения свободы в 20-30-е гг. ХХ в
Система мест лишения свободы в 40-90-е гг. ХХ в
Заключение
Библиография
Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника.
Согласно ст. 43 УК РФ наказание применяется по действующему уголовному законодательству в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения новых преступлений.
Действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные виды наказаний: от самого гуманного – в виде штрафа до самого строго – лишения свободы на определенный срок либо пожизненного лишения свободы.
Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Достижение целей наказания в процессе его исполнения невозможно без создания специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, которая имеет многовековую историю.
Впервые тюремное заключение, как вид уголовного наказания, связанного с лишением свободы, упоминается в Судебнике царя Ивана Грозного 1550 г. Нас же будет интересовать история исправительных трудовых учреждений, существовавшая в период становления, расцвета и распада Советского государства. Полагаю, что, не зная истории, нельзя построить эффективную пенитенциарную систему, способствующую не только восстановлению социальной справедливости, своеобразному возмездию за содеянное, но и исправлению поведения осужденных, профилактике совершения новых преступлений.
Система мест лишения свободы в 20-30-е гг. ХХ в.
В первые годы советской власти государство нуждалось в собственных правоохранительных органах, которые смогли бы защитить его интересы. Но на создание принципиально новой системы мест лишения свободы нужно было время, а поэтому пришлось использовать дореволюционную тюремную систему. В этот период места заключения в основном выступали в качестве средства подавления сопротивления свергнутых классов и борьбы с уголовной преступностью.
Взяв на себя руководство местами лишения свободы, Советы сразу столкнулись с необходимостью решения вопроса о законности содержания в тюрьмах арестованных и заключенных. В первую очередь освобождались политические заключенные. Отдельных лиц, правонарушения которых при новой власти не содержали состава преступления, также освобождали из мест лишения свободы. Тюремная система не могла служить целям исправления несовершеннолетних, поэтому все правонарушители в возрасте до 17 лет подлежали условному освобождению с передачей под надзор родственников и опекунов. Что касается лиц, совершивших тяжкие преступления, и профессиональных преступников-рецидивистов, то они оставались отбывать наказание в местах лишения свободы.
Циркуляр Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 19 марта 1918 г. «О порядке увольнения и назначения на должности тюремной инспекции и администрации» явился первым ведомственным документом, регламентировавшим порядок комплектования кадрами мест лишения свободы. В нем подробно определялась номенклатура должностей, комплектуемых под контролем центральных и местных органов управления, подчеркивалась роль губернских и уездных Советов в подборе и расстановке личного состава. Тщательный подбор руководителей объяснялся тем, что контрреволюционные элементы пытались проникать в тюремную систему и использовать должностное положение в своих целях.
В циркуляре Карательного отдела НКЮ от 4 февраля 1919 г. «О тюремном режиме и о привлечении к ответственности виновных в притеснении заключенных» указывалось, что необходимо бороться с произволом и беззаконием в местах лишения свободы, не допускать никаких послаблений, предавать суду виновных не только в незаконных притеснениях заключенных, но и в попустительстве и недостаточном надзоре за ними.
Постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны от 1 октября 1919 г. представители администрации и надзора, прослужившие на своих должностях в течение девяти и более месяцев, освобождались от призыва на действительную военную службу на все время занятия ими указанных должностей.
В циркуляре Карательного отдела, изданном 24 мая 1918 г., указывалось: «Наша цель – перелом не только во всей системе управления местами заключения, но и всей постановки отбывания наказания». Мысль о необходимости сделать тюрьму местом исправления, а не только наказания проходила во многих докладах и выступлениях на губернских и республиканских съездах работников юстиции и администрации тюрем в апреле-июле 1918 г.
Новая система мест лишения свободы, призванная заменить царскую тюремную систему, нашла свое закрепление во Временной инструкции о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (1918 г.). Она включала:
Однако из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы) и тюремные больницы.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!