ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Политико-исторический аспект международного терроризма
1.1. Исторические корни терроризма
1.2. Классификация современного терроризма
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
2.1. Религиозный террор
2.2. Основные террористические организации
ГЛАВА 3. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
3.1. Политика США в борьбе с международным терроризмом
3.2. Роль и значение ООН в борьбе с международным терроризмом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Среди тревожных вопросов, стоящих в настоящее время перед человечеством, все большее место занимает проблема терроризма. События, происходящие в мире, безусловно, свидетельствуют о крайне угрожающей, быстро прогрессирующей эволюции одного из самых опасных преступлений, которое мгновенно ворвалось в нашу жизнь, – терроризма, – суровую реальность настоящего, требует постоянного, на глубокой методологической основе изучения и осмысления, разработки действенного механизма борьбы с ним.
Терроризм как явление исследуется в различных аспектах – философском, политическом, психологическом, правовом и т.д., и каждый исследователь рассматривает это явление со своей точки зрения, давая понятию «терроризм» собственную интерпретацию. И не случайно до сих пор так и не удалось выработать общепринятое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена в какой-то степени понятно.
Существует множество гипотез относительно источников и корней терроризма. В этих гипотезах делается акцент на социальные, экономические, политические, психологические, психопатологические, этические и другие факторы. Однако, рассматриваются ли эти факторы в совокупности, в различных сочетаниях или по отдельности, постоянно остается без достаточно убедительного ответа самый трудный и, пожалуй, самый кардинальный вопрос – почему и в каких случаях возникает терроризм.
Многие специалисты стремятся выстроить образ терроризма, используя упрощенные методики. Так, достаточно глубоко выяснены исторические корни терроризма (В. Емельянов, А. Н. Трайнин, В.Е. Петрищев, О. Хлобустов, Каро Барой и др.), раскрыто политические и экономические причины, обусловливающие ему роль и место весомого фактора в международных процессах и внутригосударственной жизни (В. Лакер, П. Уилкинсон, А. Поле, Ю.И. Авдеев, П.А. Кабанов, Л.А. Моджорян, М. Креншоу и др.), проанализированы современные тенденции в этнокультурной, религиозной, цивилизационный сфере, с которыми связана необычная эскалация современного терроризма до уровня мировой угрозы (М. Ренсторп, С. Хантингтон, А.С. Кармин, Д.Е. Фурман, В.В. Остроухов, Е.Н. Степанов и др.).
Объектом исследования выступает современный терроризм.
Предмет исследования – исторический генезис современного терроризма, террористический конфликт в перспективе коммуникативных практик.
Цели и задачи. Целью курсовой работы является обоснование положения, согласно которому терроризм является специфическим типом деформации политического дискурса в среде культуры, а его особая роль в современных мировых процессах заключается в том, что ареалы распространения терроризма исторически сформировались в результате длительных политических процессов.
Реализации поставленной цели подчинено решение следующих исследовательских задач:
- исследовать исторические корни терроризма и основную классификацию современного терроризма;
- проанализировать основные черты международного терроризма;
- изучить ключевые аспекты борьбы с международного терроризма.
Методы исследования. В исследовании использовано компаративный метод (составление отдельных явлений – типов террористического движения), осуществленно интерпретацию понятий и ключевых символов терроризма. Исследовония построено по логике восхождения от отдельного к общему на основе последовательного рассмотрения знаковых проявлений современного терроризма.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников. Общий объем работы составляет 44 страниц.
Глава 1. Политико-исторический аспект международного терроризма
1.1. Исторические корни терроризма
Рост насилия в повседневной жизни современного общества заставляет обратиться к теоретическим и психологическим истокам терроризма, корни которого уходят в глубину веков.
Первые проявления терроризма зафиксированы уже в древние времена. Историография этого вопроса очень велика[1], поэтому остановимся на общих моментах становления и развития терроризма, учитывая то, что это явление не только достаточно длительное исторически, но и претерпело соответствующей эволюции.
Общеизвестно, что террористами были Марк Юний Брут и Гай Кассий. Организованное и совершенное ими убийство Цезаря (15 марта 44 г. до н. э.), диктатора и политического могильника аристократической Римской республики, вполне можно признать террористическим актом. Хотя практика убийств тиранов зародилась гораздо раньше. Еще в трудах древнегреческих летописцев можно найти сообщения о политических убийствах правителей. К такого рода убийств можно отнести, например, уничтожение тирана-правителя древнего города Сарда на востоке полуострова Малая Азия – его охранником Гигес (VII в. до н. э.), многочисленные покушения на Александра Македонского (III в. до н. э.), заговоры и восстания рабов в Древнем Риме (419, 198, 196, 185 гг. до н. э.) и многие другие. Подтверждение давности терроризма и существования террористических организаций некоторые ученые находят даже в Библии, рассматривая в качестве примера первых актов терроризма наказания, которые наслал на Египет Творец. Более двух с половиной тысяч лет назад на территории Египта в течение почти трех месяцев было последовательно осуществлено десять террористических акций, именуемых «казни египетские»[2], в ходе которых были применены биологические, экологические, химические и другие средства массового поражения. Делалось это для устрашения фараона, который держал в рабстве еврейский этнос, но огромных жертв это стоило и народу Египта.
В I в. н.э. в римской Иудеи появилась первая из известных нам террористических организаций национально-религиозного направления – «Сикарио» (от слова «Сика» – короткий кинжал), которые уничтожали римлян и представителей еврейской знати, им угождала. Сведения о террористической деятельности Сикарио немногочисленные и противоречивые. Из Ветхого Завета и труда Иосифа Флавия известно, что еврейский народ террористическими методами боролся не только с римской колонизацией, но и со своими соседями. О том, что организация Сикарио была именно террористической, свидетельствует необычность тактики осуществления ими убийств – светлое время суток, людное место (чаще всего в праздничные дни) и удар кинджала[3].
Еще древнее история отдельных террористических актов против государственных и общественных деятелей соседних государств. Убийства, современные уголовные законодательства рассматривают как террористические акты, всегда были распространенным, а иногда и единственным способом решения политических, социальных, религиозных, национальных, династических и других проблем. Так, большой проблемой для правителей Среднего Востока, особенно Сирии и Персии, в начале первого тысячелетия была террористическая деятельность секты гашишины (по-арабски «хашшашины», в Европе их называли «ассасины»). Гашишины (появились в XI в. и были разгромлены монголами в XIII в.) – последователи мусульманского течения исмаилитов, расправлялись с мусульманскими монархами, считая, что только один халиф имеет право править мусульманами. Для осуществления убийств гашишины использовали специально подготовленных федави, от рук которых погибли сотни сановников и правителей – эмиры Химса, Дамаска, Мераги и Мосула – в Сирии, два больших визира египетского халифата, фатимидский халиф Дамир, а также крестоносцы – тирский князь Конрад, триполийський граф Раймунд Первый и многие другие. Из Персии гашишины совершали набеги на Сирию, убивали префектов, губернаторов, халифов.
Вместе с посягательствами на жизнь государственных и общественных деятелей акты терроризма издревле находили свое выражение и в захвате заложников, похищении людей с целью выкупа, в организации вооруженного сопротивления власти, в уничтожении и экспроприации имущества, в пиратстве, в организации разбойных банд и т. п. Одни из них вошли в историю из-за удачного сочетания политической и корыстной мотивации, другие из-за особой жестокости. Так, действия Публия Клодия, народного трибуна Древнего Рима, который создал вооруженные отряды личной охраны для борьбы с политическими противниками, стали первым примером политического бандитизма. Имея вооруженную поддержку, Клодий вмешивался в государственные и международные дела. Из-за постоянных провокаций конфликты в 52 г. до н. э. в Риме не были проведены выборы магистрата. Колодий использовал свои отряды не только для достижения политических целей, но и для захвата чужих земельных владений, для вымогательства денег у богатых людей путем похищения членов их симей[4].
В средние века убийства политических и общественных деятелей стали обычным явлением не только придворной жизни, а и межгосударственных отношений. Римские папы в своих эдиктах даже легализовали убийства королей и императоров, которые вышли из повиновения «Святому престолу» и отлучали их от церкви. Так, при папе Иннокентии III (1198-1216 гг.) Были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли[5].