Введение
Терминология
Историческое развитие методологии как науки
Классификация
Эволюция методов
Классическая структура учения
Методологические направления
Предмет изучаемых знаний в социологии
Социологические методы
Заключение
Список литературы
Метод – это очень широкое понятие, применимое практически к каждой науке и неразрывно связанное с исследованием. Тем не менее у него есть очень точное определение.
История развития методов и методологии делится на два периода, о чем подробнее будет рассказано в данной работе. Кроме того, будут затронуты вопросы классификации и эволюции методов.
Методология – учение о методах, которое представляет собой целостную систему принципов организации, а также способов построения как теоретической, так и практической деятельности. В данном определении лежит и ключ к одной общей дефиниции метода.
То есть метод – это то, при помощи чего организовывают деятельность. Но принято все-таки за основу брать два разграниченных между собой определения, представленных чуть выше, в предыдущем пункте.
В XXI веке научные познания практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности достигли своего пика. Люди научились познавать окружающий мир не только посредством практических успехов и ошибок, но и в теоретическом плане, путем выработки концепций, знаний и т. д. Подобный успех всех существующих наук возник благодаря дополнительной категории, которая также развивалась на протяжении многих столетий. Ведь ни одна из них не смогла бы «породить» любого рода концепцию, если бы не применяла в процессе теоретического осмысления определенные способы, приемы или методы.
Именно благодаря этим трем составляющим в мире появляются новейшие познания в той или иной области, что в конечном итоге приводит к эволюции всего человеческого вида.
Таким образом, в работе рассмотрена суть такого понятия, как методология, а также его ключевые аспекты.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. – М.: Политиздат, 2005. – 263 с.
- Адлер Ю.П. Предпланирование эксперимента. – М.: Знание, 2008. – 72 с.
- Александров Л.В. и др. Метод отрицательных аналогий: Учебное пособие. – М.: НПО «Поиск», 2003. – 44 с.
- Андреев И.Д. О методах научного познания. – М.: Наука, 2004. – 184 с.
- Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). – М.: Изд‑во Моск. ун-та, 2005. – 248 с.
- Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. – М.: МГУ, 2000. – 192 с.
- Лукашевич В.К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие. – Минск, 2001. – 206 с.
- Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерений в социологии. – М.: Наука, 2007. – 183 с.
- Серов Н.К. Процессы и мера времени. Проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке. – Л.: «Наука», 2004. – 191 с.
- Сулайманкулов Р. О познавательном значении метода моделирования. – Фрунзе: Кыргызстан, 2007. – 29 с.
- Философия и методология науки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 551 с.