Введение
1. Подходы к стратегическому планированию и прогнозированию
1.1 Сущность прогнозирования, его цели и задачи
1.2. Понятие стратегии, ее сущность и элементы
2. Методы и средства стратегического планирования и прогнозирования и применение их разработки
2.1. Существующие модели стратегического планирования
2.2. Управление реализацией стратегии социально- экономического развития Владимирской области
Заключение
Список использованных источников
Актуальность. Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон деятельности, включая в себя исследование, как управляемой системы, так и управляющих подсистем, а именно исследование и рассмотрение сильных, слабых сторон предприятия, процесса планирования, финансового состояния, персонала, маркетинга.
Как и любая другая система, система стратегического планирования и прогнозирования состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект планирования, основные элементы системы. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы планирования.
Стратегическое планирование понимается, как некоторый процесс такого целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью достигнуть определенных результатов, о чем говорят Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин.
Необходимо отметить, что стратегическое планирование и прогнозирование и его развитие обусловлено в первую очередь определением миссии, стратегии, ценностей предприятия на основе анализа прошлого опыта и видения будущего, а это является главным требованием для создания эффективной системы управления предприятием, о чем говорят Ю. Лехто, А. Матвеенко.
Эффективность функционирования любого экономического объекта, вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей, как утверждает И. Галушка все в большей мере зависит от качества системы планирования.
Целью данной работы исследование основных теоретических подходов к планированию и прогнозированию.
Объект: методы стратегического планирования и прогнозирования.
Предмет: подходы к стратегическому планированию и прогнозированию.
1. Подходы к стратегическому планированию и прогнозированию
1.1 Сущность прогнозирования, его цели и задачи
В условиях рыночной экономики эффективная деятельность предприятия в значительной степени зависит от качества разработки прогнозов. Прогнозирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Любое предприятие должно располагать финансовыми ресурсами, для того чтобы осуществлять текущую деятельность, инвестировать средства в своё развитие. В настоящее время острейшей проблемой предприятия является нехватка оборотных средств. Для многих предприятий дефицит оборотных средств порождается внешними причинами (инфляция, обесценивание оборотных средств; замедление оборачиваемости средств; продолжительность сроков расчёта и др.), обусловливающими необеспеченности сохранности денежных средств. В результате влияния внешних причин денежные средства не успевают возмещаться. Вышесказанное негативно отражается на экономической устойчивости предприятия.
Одной из основных задач прогнозирования оценка достаточности денежных средств на предстоящий год, главным инструментом при этом служит составление смет поступлений и расходования денежных средств[1].
В теории менеджмента разработаны общие подходы к процессу прогнозирования бизнес-развития предприятия:
- Прогноз должен обладать рядом очевидных характеристик таких как разумная простота и наглядность, хорошая структурированность, достаточная точность, практическая полезность и др.
- Наличие прогноза, как бы плохо он ни был составлен, все же более предпочтительно, нежели его отсутствие. Вместе с тем следует отдавать себе отчёт в том, что прогноз – не панацея; никакой прогноз в принципе не может дать точные ответы на все вопросы, предусмотреть фактическое развитие события. Поэтому прогнозные задания – это ориентиры, которых нужно придерживаться.
- Любой прогноз хорош настолько, насколько профессиональны люди, его составившие[2].
Прогнозирование строиться на предсказании будущего предприятия, понимании цели на текущую и долгосрочную перспективу. Руководство предприятия должно представлять, какими операциями и в результате какой деятельности эти цели будут достигнуты. Как правило, такая оценка будущей деятельности предприятия выражается в бизнес-плане, составной частью которого является прогноз движения денежных средств, прогнозный отчёт о прибылях и убытках и прогнозный баланс.
Прогнозирование – довольно сложный процесс. Для того чтобы обратить стратегию предприятия в прогнозы, системы должны удовлетворять большому количеству требований, среди которых:
- Охват всей организации в целом и обеспечение поддержки информационной зависимости подразделений. Например, производственная фирма обычно начинает прогнозирование с составления прогноза продаж: какие товары будут проданы и по какой цене. Эта информация управляет планированием производства и маркетинга, что в свою очередь определяет бюджет прямых затрат на материалы и бюджет коммерческих расходов;
- Возможность прогнозирования для каждого отдела на различных уровнях предприятия и с учётом различных вариантов его развития. Например, продажи могут быть представлены с учётом территориальных особенностей и типа потребителя;
- Отсутствие возможности составления прогноза для каждого департамента по одной и той же сетке времени. Например, прогнозирование объема продаж и издержек может производиться на ежемесячной основе, а отслеживание фактических результатов – один раз в неделю.
Перед руководством предприятия всегда стоят цели, которых необходимо достичь. Прогнозирование является инструментом для достижения этих целей, поэтому менеджерам организации важно не столько прогнозировать свою деятельность, сколько достичь поставленных показателей. Для этого важным свойством системы является ее особенность реагировать на изменение условий функционирования предприятия. Процесс регулирования состоит из двух частей: анализ ситуации и внесение корректировок в прогнозы. В данном процессе ключевым фактором является время представления информации об отклонениях от прогноза. Оперативный анализ имеет ценность только при условии, если по его результатам можно влиять на ситуацию. В случаях, когда менеджер узнает об отклонениях от прогнозных показателей после завершения периода, то изменить что-либо в прошлом он не в силах. Такие результатные показатели можно использовать только при прогнозировании на следующие периоды[3].
Прогнозирование представляет собой изучение результатов хозяйственной деятельности предприятия с целью определения их возможных значений в будущим, что обеспечить администрацию информацией о будущем для решения задач стратегического управления и стабильное финансовое и рыночное положение предприятия.
Основные задачи прогнозирования – установить объем ресурсов в предстоящим периоде, источники их формирования и пути наиболее эффективного использования.
Исходным пунктом прогнозирования является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей от одного отчетного периода к другому.
Прогнозирование применяется для различных целей и, в частности, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников и др.