Введение
1 Розничная торговля
1.1 Сущность и значение розничной торговли
1.2 Розничный товарооборот
1.3 Структура розничной торговли
1.4 Классификация предприятий розничной торговли
2 Оптовая торговля
2.1 Сущность и значение оптовой торговли
2.2 Организационные формы оптовой торговли
2.3 Классификация оптовых торговцев
3 Распределение товаров и политика распределения
3.1 Политика и процесс распределения
3.2 Распределительная сеть и процесс распределения товаров
3.3 Классификация и уровни каналов распределения
3.4 Канал распределения: управление, мотивация
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
Основное место среди участников каналов распределения продукции занимает оптовая и розничная торговля.
Розничная торговля представляет собой любую деятельность, связанную с продажей товаров или услуг конечному потребителю для его личного некоммерческого пользования. Розничный рынок является на сегодняшний день одним из приоритетных секторов экономики. За последнее десятилетие в связи с переходом к рыночной экономике структура и объем розничной торговли в России претерпел значительные изменения, в частности уменьшилось количество мелких продавцов на фоне активного роста супермаркетов и торговых центров. По сравнению с рынками развитых стран, отечественный рынок розничной торговли находится еще в стадии развития, но уже заметны процессы консолидации. Помимо этого, конечные потребители предъявляют все более высокие требования, что приводит к ужесточению конкуренции. Основной задачей субъектов рынка розничной торговли на сегодняшний день является повышение эффективности своей деятельности и внедрение инновационных решений, что позволит обеспечить им конкурентные преимущества.
Оптовая торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров клиентам, приобретающих их с целью их дальнейшей перепродажи, либо использования в коммерческой деятельности.
Оптовая торговля выступает посредником между производством и розничной торговлей. Активное влияние оптовой торговли на производство заключается в увеличении выпуска продукции, расширение номенклатуры, повышение качества, обеспечение бесперебойных поставок. Воздействие оптовой торговли на производство проявляется через размещение предварительных заказов, заключение договоров поставки и пр. К примеру, на основании предварительных заказов происходит формирование планов выпуска продукции по объему и ассортименту. Предварительный заказ является экономически обоснованным выражением существующего и прогнозируемого спроса на продукцию.
Помимо производителей, оптовая торговля оказывает серьезное влияние на розничную торговлю, оказывая ей содействие в расширении ассортимента, повышении качества продукции, оптимизации доставки товаров и улучшения качества обслуживания покупателей.
Целью данной работы является изучение методов и форм оптовой и розничной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль розничной торговли;
- дать характеристику понятия «розничный оборот»;
- описать структуру розничной торговли;
- привести классификацию розничных предприятий;
- определить сущность и значение оптовой торговли;
- рассмотреть организационные формы оптовой торговли;
- привести классификацию оптовых торговцев;
- изучить политику и процесс распределения товаров;
- охарактеризовать структуру распределительной сети;
- описать классификацию и привести характеристику уровней каналов распределения;
- описать управление и мотивацию участников каналов распределения.
Объектом данной работы является оптовая и розничная торговля.
Предмет — методы и формы оптовой и розничной торговли.
1 Розничная торговля
1.1 Сущность и значение розничной торговли
Розничная торговля — это любая деятельность по продаже товаров или услуг конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.[1] Вне зависимости от того каким образом организация реализует товары и услуги (личные продажи, по телефону, в магазинах), если ее деятельность подпадает под данное определение, то организация занимается розничной торговлей.
Розничная торговля выступает конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. Посредством розничной торговли материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это осуществляется при помощи купли-продажи, т.е. потребители приобретают товары в обмен на денежные средства. При этом возникают возможности для нового цикла производства и обращения, поскольку товар превращается в деньги.
Розничная торговля состоит из продажи товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.[2] Реализация товаров осуществляется через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д.
В процессе розничной торговли могут принимать участие, как отдельные люди, так и предприятия. В таком случае приобретенные товары используются для коллективного потребления или хозяйственных нужд
Зачастую розничная торговля является дополнением к основной деятельности предприятия.
При помощи розничной торговли продавец вступает в непосредственный контакт с покупателем вне зависимости от того, какой товар он реализует и каким образом. Данный контакт определяет основные функции розничной торговли, к которым относятся следующие:
- определение потребности в товарах у конечных покупателей;
- формирование ассортимента;
- оплата товаров;
- выполнение операций по хранению, доставке продукции и ценообразованию;
- обеспечение благоприятных условий для продажи товаров;
- участие в маркетинговых мероприятиях по продвижению товара на рынок.[3]