Введение
Глава 1 Теоретические аспекты. Структура мирового рынка
1.1 Понятие и сущность мирового рынка
1.2 Структура мирового рынка
Глава 2 Функции и современные особенности мирового рынка
2.1 Функции мирового рынка
2.2 Основные особенности современного мирового рынка
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Мировые рынки сформировались на основе развития международных экономических отношений, и представляют собой систему рыночных отношений, обеспечивающую аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и рентабельности производства. Это совокупность банков и других институтов, через которые осуществляется движение потоков. Мировой рынок является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что мировой рынок всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.
В экономической литературе наиболее часто встречаются определения МР в трех аспектах:
с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства;
с точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировом обмене товарами и услугами;
с политэкономической точки зрения.
Целью данной работы является мировой рынок, структура мирового рынка.
Объектом исследования является мировой рынок.
Предметом исследования
Поставлены задачи:
- дать понятие и сущность мирового рынка;
- рассмотреть структуру мирового рынка;
- изучить функции мирового рынка;
- проанализировать основные особенности современного мирового рынка.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты. Структура мирового рынка
1.1 Понятие и сущность мирового рынка
Мировой рынок стал результатом развития международной торговли. Он представляет собой особую сферу товарно-денежных отношений, которая складывается между отдельными странами, основываясь на разделении производственных факторов и трудовых ресурсов.
Мировой рынок является одной из главных категорий мировой экономики, включая в себя его основные параметры и дополняя его другими существенными чертами, напрямую связанными с мобильностью производственных факторов в международных масштабах[1].
Понятие мирового рынка часто определяют в трех аспектах: с позиции макроэкономической структуры международного хозяйства; с позиции участвующих в международном обмене товарами и услугами субъектов; с позиции политэкономической.
Как макроэкономическая структура общемирового хозяйства мировой рынок является совокупностью национальных рынков и отдельных рынков интеграционных экономических группировок страны. Включенность отдельных национальных рынков в общий определяется степенью включения самой страны в международные отношения, и выражаются общей долей в полном его объеме.
С позиции субъектов мирового хозяйства, принимающих участие в мировой торговле, мировой рынок является системой экономики международного уровня, включающей потребителей, производителей, организаций и посредников, обеспечивающих протекание этих отношений, которые формируют совокупные спрос и предложение.
С позиции политэкономической теории мировой рынок является совокупностью операций купли-продажи различных товаров (услуг) между отдельными субъектами хозяйства мирового уровня.
Становление мирового рынка обусловлено формированием и развитием товарного производства и международного рынка труда. Главное влияние на его возникновение оказало развитие крупной машинной промышленности[2].
Этому есть несколько объясняющих обстоятельств. Прежде всего, погоня за прибылями создала наилучшие условия для реализации продукции не только внутри своих стран, но и за их пределами. Так оформилось положение, при котором международная торговля и мировой рынок начали практически отождествляться. Кроме того, именно машинная промышленность дала возможность выпуска огромных партий товаров на продажу, что расширило границы платежеспособности покупателей, появившихся на зарубежных рынках.
Емкость мирового рынка начала расти быстрыми темпами. Самые развитые отрасли промышленности устремились постоянным потоком на экспорт. Массовое производство привело к росту спроса на сырье, что опять-таки привело к еще большему втягиванию в мировой рынок не только покупателей, но и продавцов. Постепенно сформировался не только рынок товаров, но и мировой рынок капиталов, главной функцией которого является аккумулирование и перераспределение средств в виде капиталов между отдельными странами.
Мировой рынок формировался как производный от национальных, поскольку государства изначально начинали выпуск любой продукции для себя, и лишь затем избыток товаров уходил за рубеж. То есть мировой рынок появился и существует в рамках международного хозяйства.
Главными характеристиками мирового рынка являются следующие.
- Емкость – совокупное предложение, существующее на рынке в определенный момент. Численно оно равно объему всего мирового экспорта.
- Конъюнктура МР – это реальное соотношение спроса и предложения, которое может быть высоким, низким либо равновесными[3]. Конъюнктура зависит от большого числа факторов, однако основное влияние на нее оказывает общее состояние международной экономики (подъем — спад — рецессия — депрессия), а также состояния экономических систем отдельных наиболее развитых стран; состав субъектов международного рынка (чем больше их насчитывается в составе монопольных крупных структур, тем больше вероятность возможной монополизации рынка в будущем).