Введение
1. Политическая этика как часть практической философии
1.1 Многомерный мир политики
1.2 Сущность проблемы политической этики
2. Мораль и этика в политике
2.1 Понятие морали, ее соотношение с политикой
2.2 Взаимосвязь политики и морали
Заключение
Библиографический список
Проблема, избранная для изучения - это политическая этика. Актуально политическая этика или нравственно политическая философия
- это сравнительно молодая наука, граничащая с философией морали, философией истории, философией и историей политики, социологией, теорией государства и права, и другими дисциплинами. Обособленное и самостоятельное значение политическая этика получает в западных развитых странах в 1960-1970г.г.
Политическая этика - ответ на культурный шок, на глубокий кризис внутренней и внешней политики государств. В 60-е г.г. государственная политика стремительно растет, стремительно поднимается авторитет в глазах общества и подвергается критике. В 1960 - 1970 г.г. наметилась очередная идеологическая поляризация в западных обществах. Революционное содержание снова окрепло и приобрело свои формы. Кризисы повсюду: кризис управляемости , кризис национального государ-ства, кризис доверия, кризис демократии, кризис политических партий, кризис идеологии, кризис экономики, кризис политики, кризис морали. На это десятилетие приходится устойчиво высокий интерес к этическим проблемам, ярко выраженная этическая озабоченность и, можно сказать «ренессанс этики».
Политическая этика - это «1) специфическая дисциплина, сложившаяся в рамках политической философии и изучающая влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику, а также обратное воздействие политики на мораль; 2) нормативная система, сложившаяся на базе нравственного осмысления людьми своих политических целей и ценностей». К проблемам политической этики обратились видные представители католического и протестанского богословия, деятели церкви, например Б. Сутор. Политическая этика в широком смысле - методическое исследование проблем взаимоотношения морали и политики, философское осмысление этического аспекта принципов и норм политической деятельности, прояснение этической структуры конкретных политических проблем и ситуаций, моральных оснований, позитивных целей политических действий, - указано в объемном труде «Проблемы интернациональной справедливости». В методе Сутора совмещаются глубокая политико-теоретические компетентность с философско - нормативным подходом. Сутор разработал понятия личности и свободного конституционного государства как основания политико - этической теории. Б. Сутор выделяет базовую триаду политических целей: мир, свобода, справедливость. Особое место принадлежит справедливости. Суть идеи справедливости была схвачена еще на ранних ступенях развития философии.
Раздел нормативной этики связан с обоснованием политических ценностей. Задача политической этики заключается в обосновании ценностной системы современного общества и осмысления путей ее внедрения. Морально-этические ценности и нормы пронизывают все сферы жизни людей. Моральные ценности и нормы, имеющие касательство к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов, того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику. Значительный вклад в политическую этику внесли представители (Н. Бердяев, М. Мерло- Понти) , многое почерпнувшие из марксисткой теории, а также русские философы ( В. Соловьев, Л.Н. Толстой, И. Ильин ).
Элементы политической этики содержатся в работах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Г. В. Гегель, К. Маркс и другие. В свою очередь И. Кант писал: «Истинная политика не может сделать шага, не посягнув заранее морали»
1. Политическая этика как часть практической философии.
1.1 Многомерный мир политики.
Политическая этика – это «1)специфическая дисциплина, сложившаяся в рамках политической философии и изучающая влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику, а также обратное воздействие политики на мораль; 2)нормативная система, сложившаяся на базе нравственного осмысления людьми своих политических целей и ценностей. Это своеобразный синтез морального и политического сознания, форма внутреннего единства критериев нравственного выбора человека и его политического целеполагания»2
Известный немецкий ученый – политолог Карл Граф Баллестрем понимает под политической этикой «часть практической философии, которая занимается основными нормативными вопросами политики: принципами справедливого социального устройства, конституцией; правами и обязанностями руководителей и граждан (включая право противодействия и долг послушания); проблемой справедливости в отношениях между государствами. К политической этике относятся теория социальной справедливости, легитимного управления, справедливых войн, а также теория правильного использования власти правящими кругами»
Концепция политической этики, предложенная отечественными исследователями В.И. Бакштановским и Ю. В. Соломоновым, акцентирует проблему политической свободы, суверенные права личности, утверждение либеральных и демократических ценностей, очищение нравственности от государственного диктата: «Политическая этика как особая составная часть общественной нравственности, социальной этики начала формироваться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинтеграции прежде сплоченного социума и появления функциональных подсистем произошла автономизация политики»[2].4
И продолжают: «В рамках многофазного процесса выделения политики в самостоятельную сферу отношений и деятельности стала формироваться потребностью в принципиально иных регуляторах деятельности политиков, занятия которых становилось профессией. Эти регуляторы не могла предоставить мораль как таковая , еще не выделившая из своего состава особые средства ориентации и регуляции, которых были бы способны обратить нравственный закон в самообязующее содержание собственной воли в такой специфический сфере деятельности, каковой является политика.
Необходимы были средства, способные ограничить моральный максимализм и, вместе с тем содействовать достижению эффективности функционирования политики. Такие средства обычная мораль квалифицировала бы как «вынужденное зло», допустимое лишь в расчете резких исключений, а не благо, позитивные ценности Обычная мораль была бы не в силах установить достаточно четкие различия между допустимыми и недопустимыми исключениями из общего массива непреложных требований».
Они утверждают: «Содержание политической этики формировалось в виде нравственных требований граждан как и облегченных властью профессиональным политикам, причастным к политике и социальному управлению чиновникам, так и ко всем тем, кто по своей воле или против нее.
Оказался вовлеченным в политическую жизнь, имел отношения к ее фасадным и закулисным сторонам»[3].
Б.Г. Капустин отмечает что политическая этика - забота теоретиков, и выделяет «классическое выражение политической этики как связи частного и общественного интересов ,обеспечиваемой нравственными и политическими механизмами, связи, при которой и тот и другой сохраняет самостоятельность и которая не существует как данность», или «правила игры», которые не предполагают никакой естественной гармонии[4].
Политическая этика в широком смысле - методическое исследование проблем взаимоотношения морали и политики , философское осмысление этического аспекта принципов и норм политической деятельности, прояснение этической структуры конкретных политических проблем и ситуаций, моральных оснований, позитивных целей политических действий. (Б. Сутор).
Прекрасно выстроенная методически «Политическая этика» Б. Сутора стала бестселлером в университетской среде Германии. Она издана в Чехии, Словакии, Польше, Литве. Она особенна ценна тем, что на редкость компактно и содержательно излагает всю систему этой науки .
Высокое призвание получила деятельность Сутора в сфере католического социального учения, воплощенная в объемном труде: «Проблемы интернациональной справедливости».
В методе Сутора совмещаются глубокая политико - теоретические компетентность с философско - нормативным подходом. Общая заслуга Сутора состоит прежде всего в разработке понятия личности и свободного конституционного государства как основания политико-этической теории[5].
Сутор начинает с указания на роль совести в политике, без которой функционирование внешнего политико - правового порядка просто невозможно.
Убеждения совести могут расходиться у различных людей. Более того, согласно праву на «свободу совести», политический порядок не должен касаться по возможности именно внутренних убеждений, чтобы не порождать конфликтов.