Государство, является органом, который выражает интересы общества во всех сферах жизнедеятельности, а также разрабатывает и воплощает в жизнь экономическую, социальную, экологическую, демографическую политику. С помощью налоговых поступлений в бюджет формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджете и внебюджетных фондах. За счет налоговых поступлений производятся расходы из бюджета. Налоги являются обязательными сборами и платежами, которые собираются государством с физических и юридических лиц и поступают в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды. Ставки налоговых поступлений регламентированы законами Российской Федерации. Все налоговые поступления являются принудительными для населения страны и не подлежащими возврату.
Налоговая система представляет собой систему налогов и сборов, которые устанавливаются органами государственной власти и собираются с налогоплательщиков в установленном Налоговым кодексом порядке и в установленные сроки. Налоги, уплачиваемые в той или иной форме - это основной источник основания и пополнения финансовых ресурсов страны, изымаемые и поступающие в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен. Институт налогообложения, как неотъемлемая часть общественного воспроизводства, в виде распределения и перераспределения стоимости, организации доходов экономических субъектов, потребителей и государства, возник сразу со становлением товарного производства, предшествующим разделением общества на классы, возникновением государства и его наличие свойственно всем государственным формированиям, как с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности. Внедрение системы налогообложения определено обеспечением возможной материальной и финансовой основы для выполнения государственных задач.
В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Государство, призвано обеспечить лучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для исполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для основания своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.
Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности.
Налоговая система играет огромную роль для экономики РФ. Налоговые поступления составляют в бюджетах разных уровней до 90% от суммы всех доходов. Именно с помощью налоговых поступлений распределяются денежные средства на различные сферы, такие как образование, здравоохранение, военную и другие сферы.
Актуальность темы состоит в том, именно с помощью налоговой системы формируются федеральный бюджет и бюджеты разных уровней, а в связи с постоянно изменяющимися экономическими условиями изменяется и налоговая система страны.
Целью работы является изучение роли налоговой системы страны в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы налоговой системы;
- рассмотреть функции налоговой системы и виды налогов;
- провести анализ поступления налоговых сборов в бюджет;
- провести анализ задолженности по налогам в бюджет;
- рассмотреть роль и итоги функционирования налоговой системы в России;
- рассмотреть перспективы развития налоговой системы в России.
Объектом исследования является налоговая система России, как основа организации процесса сбора налогов и перспективы ее развития.
Предметом исследования являются экономика страны.
Степень научной разработанности темы. Понятие налоговой системы широко используется в юридической науке и правоприменительной практике. Отдельные стороны проблемы налоговой системы РФ неоднократно рассматривались в правовой науке. Также понятие налоговой системы активно разрабатывается в учебниках по налогам и сборам.
Практическая значимость работы состоит в повышении знаний в области налоговой системы, ее проблем и перспектив развития в настоящее время.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введении, 3-х глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы, а именно ее понятие и сущность и функции, а также понятие налогов и их основные виды.
Во второй главе рассмотрены показатели работы налоговой системы за 2012-2014гг. Проведен анализ бюджетов разных уровней, выявлены их темпы роста. Также проведен анализ задолженности по налогам и сборам и выявлен темп прироста задолженности.
В третьей главе рассмотрены итоги функционирования налоговой системы в 2014 году и перспективы развития налоговой системы в будущем.
Информационной базой исследования послужили учебные пособия по налогам и налогообложению следующих авторов: Майбуров И.А., Поляк Г.Б., Романова А.Н., а также интернет источники освещающие положение налоговой системы в настоящее время. К таким источникам относится правовой сайт Гарант и сайт федеральной налоговой службы.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1Понятие и принципы налоговой системы
Налоги и сборы являются постоянно изменяющимся инструментом, которые оказывают воздействие на постоянно изменяющуюся экономику. Налоги являются инструментом поощрения, сдерживания отдельных видов деятельности, а также направляют развитие определенных отраслей промышленности, воздействуют на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать работы предприятия, платежеспособный спрос и предложение и помогают регулировать количество денежных средств находящихся в обращении.
Налоговая система РФ состоит из:
- системы налогов, сборов, пошлин и взносов, которые подлежат уплате на территории страны;
- целевых отчислений во внебюджетные фонды, в России действует на настоящее время около 15 внебюджетных фондов;
- полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия органов государственной власти между собой;
- способов начисления налогов и сборов и контролем за уплатой налогов в бюджет.
Основные принципы налоговой системы:
- полное подчинение законам. Порядок расчетов налогов и сборов, сроков их уплаты и ответственности за уклонение за неуплату налогов в бюджет все это регулируется Налоговым кодексом РФ.
- обеспечение соблюдения экономических интересов всех участников общественного производства в сочетании со стабильностью и гибкостью налоговой системы. Ставки налогов, их виды, элементы налоговой системы должны изменяться только при изменении экономических условий. Это значит, что налоговая система должна быть стабильна.
- механизм защиты от двойной системы налогообложения.
- разделение всех уплачиваемых налогов по уровням. Одни налоги поступают в федеральный бюджет например НДФЛ, НДС, налог на прибыль, другие в региональный например, транспортный налог, третьи в бюджеты местных уровней например, земельный налог.
- одинаковые ставки налогообложения для всех предприятий, функционирующих на территории страны. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами.
- единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием инновационной сферы, защитой окружающей среды. Например, льготы направленные на развитие инновационных предприятий.
- комплексность системы налогообложения при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения являются разнообразными. Для населения психологически проще платить много маленьких налогов, чем один большой.
- простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора. Это обеспечивает избежание чрезмерной тяжести налогового бремени для населения[1].
Основные объекты налогообложения закреплены в законе. К основным объектам налогообложения относится прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, покупка и продажа имущества, транспортные средства физических и юридических лиц и их продажа, земельная собственность.
1.2 Функции налоговой системы и виды налогов
Налоговая система это способ реализации общественного назначения налогов, которые выступают инструментом стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Основные функции налоговой системы:
- фискальная функция. Она заключается в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
- экономическая функция. Она состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы[2].
Льготы являются механизмом поощрения развития отдельных отраслей. Например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, если предоставлять налоговые льготы на благотворительность, то решаются социальные проблемы.
Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся. Это происходит потому что, часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.