Курсовая работа|Педагогика

Нравственная составляющая курса ОБЖ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ

1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ

1.2. Методики нравственного воспитания

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

2.1 Диагностика нравственной культуры учащихся

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

В конце прошлого века, «на гребне антивоенной демократической волны», в учебных заведениях России вместо начальной военной подготовки «НВП» был введен новый предмет - ОБЖ. Причем сделано это было без материальной, моральной, организационной подготовки. То есть отсутствовали соответствующая материальная база, программы, преподаватели.

В мае 2001 года был издан совместный Приказ, Министра Обороны РФ и Министерства Образования РФ, № 203/1396 от 03.05.2001: «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан российской федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».

В настоящее время все школы России занимаются по примерной учебной программе «Основ безопасности жизнедеятельности» для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, которая соответствует государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (2004 г.).

Раздел "Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах и выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.

Весь этот переходный период проходит «болезненно», частые изменения в программах, требованиях к предмету, к преподавателям, материально-технической базе, ТСО не позволяют полноценно анализировать опыт работы преподавателя-организатора ОБЖ, эффективности его работы.

Тематическое содержание курса ОБЖ включает в себя четыре основных раздела:

основы здорового образа жизни;

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

основы медицинских знаний и правила оказания ПМП;

основы военной службы.

Учебные вопросы программ по ОБЖ распределяются по ступеням начального общего, основного общего и среднего (полного) образования с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным предметам.

В основной школе (V-IX классы) в курсе ОБЖ изучаются три раздела: «Основы здорового образа жизни», «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП». Ну, а в X и XI классах преподаватели-организаторы ОБЖ преподают учащимся все четыре раздела курса.

Цель работы – изучить особенности особенностей нравственного воспитания в современной школе.

Объект работы – нравственное воспитание в современной школе.

Предмет работы – нравственная составляющая курса ОБЖ.

Задачи работы:

Рассмотреть особенностей состояния проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ.

Охарактеризовать методики нравственного воспитания в современной школе.

Проанализировать нравственную культуры учащихся в современной школе.

Сделать выводы.

 

Глава HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/trubinaln/Рабочий%20стол/Дипломы/дипл%20Беляев%20посл%20вар..docx"IHYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/trubinaln/Рабочий%20стол/Дипломы/дипл%20Беляев%20посл%20вар..docx".  Нравственные основы обучения учащихся по обж.

 

1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ

 

Нравственное воспитание - целенаправленное воздействие на личность с формирования морального сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.

Нравственное воспитание является основой-основ внеклассной работы, вовлечения учащихся в военно-патриотические клубы обязательны для каждого из нас.

Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению ЧС глобального масштаба. Примеров этому предостаточно. Один из путей профилактики – повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Формирование культуры безопасности у населения страны до уровня, соответствующего развития нашей цивилизации, стало приоритетной задачей в деле обеспечения национальной безопасности государства. Эта задача должна стоять на всех уровнях отечественного образования.

Признания перспектив развития ОБЖ специалистами еще не означает такого признания всем обществом, в частности широкими педагогическими кругами. Десятилетние итоги становления курса ОБЖ неутешительны: тенденции отторжения его в системе образования достаточно устойчивы, несмотря на то, что курс, кажется, востребован самой жизнью.

В России с некоторых пор гипертрофированно развита и искусственно поощряется неприязнь к «милитаризации общества», распространяющихся, по недоразумению, на школьный предмет ОБЖ.

Новая Концепция ОБЖ предполагает отнюдь не милитаризацию сознания учащихся, а изучение путей, методов и средств удовлетворения потребности человека в безопасности при новых условиях перехода страны к устойчивому развитию. Защита Отечества в содержании новой образовательной области представляется как объемная сфера жизнедеятельности граждан, прежде всего в их личных интересах.

Задачи обеспечения образовательной области материальными и кадровыми ресурсами, без сомнения, имеют огромное значение.

Качество обучения по курсу ОБЖ и нравственного воспитания учащихся во многом зависит от наличия и состояния учебной базы. Что мы имеем в настоящее время? Практически во всех учебных заведениях устаревшие наглядные пособия и плакаты (УЗК, приборы радиационного контроля, химической разведки и т.п.).

Отсутствие в школах подготовленных по курсу кадров преподавателей их текучесть снижает уровень преподавания.

Культура безопасности общества и личности может быть сформирована только в непрерывном образовательном процессе в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях различного типа.

Главными задачами нравственного воспитания у учащихся и студентов в курсе ОБЖ следует полагать:

  • утверждение ценности жизни, наполненной высоким смыслом человеческого существования;
  • развитие способностей понимания целостной картины мира и его безопасности;
  • выработку навыков предвидения и предотвращения реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков в социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической и иных сферах жизнедеятельности;
  • формирование гражданских позиций и личной ответственности за защиту Отечества.

 

ГЛАВА I. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ

1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ

Нравственное воспитание - целенаправленное воздействие на личность с формирования морального сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.

Нравственное воспитание является основой-основ внеклассной работы, вовлечения учащихся в военно-патриотические клубы обязательны для каждого из нас.

Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению ЧС глобального масштаба. Примеров этому предостаточно. Один из путей профилактики – повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Формирование культуры безопасности у населения страны до уровня, соответствующего развития нашей цивилизации, стало приоритетной задачей в деле обеспечения национальной безопасности государства. Эта задача должна стоять на всех уровнях отечественного образования.

Признания перспектив развития ОБЖ специалистами еще не означает такого признания всем обществом, в частности широкими педагогическими кругами. Десятилетние итоги становления курса ОБЖ неутешительны: тенденции отторжения его в системе образования достаточно устойчивы, несмотря на то, что курс, кажется, востребован самой жизнью.

В России с некоторых пор гипертрофированно развита и искусственно поощряется неприязнь к «милитаризации общества», распространяющихся, по недоразумению, на школьный предмет ОБЖ.

Новая Концепция ОБЖ предполагает отнюдь не милитаризацию сознания учащихся, а изучение путей, методов и средств удовлетворения потребности человека в безопасности при новых условиях перехода страны к устойчивому развитию. Защита Отечества в содержании новой образовательной области представляется как объемная сфера жизнедеятельности граждан, прежде всего в их личных интересах.

Задачи обеспечения образовательной области материальными и кадровыми ресурсами, без сомнения, имеют огромное значение.

Качество обучения по курсу ОБЖ и нравственного воспитания учащихся во многом зависит от наличия и состояния учебной базы. Что мы имеем в настоящее время? Практически во всех учебных заведениях устаревшие наглядные пособия и плакаты (УЗК, приборы радиационного контроля, химической разведки и т.п.).

Отсутствие в школах подготовленных по курсу кадров преподавателей их текучесть снижает уровень преподавания.

Культура безопасности общества и личности может быть сформирована только в непрерывном образовательном процессе в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях различного типа.

Главными задачами нравственного воспитания у учащихся и студентов в курсе ОБЖ следует полагать:

  • утверждение ценности жизни, наполненной высоким смыслом человеческого существования;
  • развитие способностей понимания целостной картины мира и его безопасности;
  • выработку навыков предвидения и предотвращения реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков в социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической и иных сферах жизнедеятельности;
  • формирование гражданских позиций и личной ответственности за защиту Отечества.
  1. Айзман Р.И. Проблемы подготовки преподавателя ОБЖ / Р.И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. - № 8 – С. 33 – 38.
  2. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация / Л.А. Акимова // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. – 2011. – № 14 (6). – С.87 – 94.
  3. Антилогова Л.Н. Нравственное становление и воспитание личности в современных условиях Вестник Омского университета. – 2012. - № 8. – С. 42 – 49.
  4. Воронцова О.М. Базисные составляющие нравственного воспитания / О.М. Воронцова // Вестник Омского университета. – 2014. - № 12. – С. 22 – 30.
  5. Гальцова Е.С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России / Е.С. Гальцова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. - № 6. – С. 56 – 62.
  6. Казимиров Ю.Б. Роль курса ОБЖ в гуманизации общего образования / Ю.Б. Казимиров // Успехи современного естествознания. – 2014. - № 7. – С. 122 – 128.
  7. Мустафаева А.Р. Теоретические основы нравственного воспитания личности / А.Р. Мустафаева // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. - № 5. - С. 43 – 49.
  8. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности / В.В. Поляков. – М.: ДРОФА. – 2013. – 144 с.
  9. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс. – 2013. – 288с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2023 год 26 стр.
Разработка курса повышения квалификации по ИКТ для педагогов
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское