В конце прошлого века, «на гребне антивоенной демократической волны», в учебных заведениях России вместо начальной военной подготовки «НВП» был введен новый предмет - ОБЖ. Причем сделано это было без материальной, моральной, организационной подготовки. То есть отсутствовали соответствующая материальная база, программы, преподаватели.
В мае 2001 года был издан совместный Приказ, Министра Обороны РФ и Министерства Образования РФ, № 203/1396 от 03.05.2001: «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан российской федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
В настоящее время все школы России занимаются по примерной учебной программе «Основ безопасности жизнедеятельности» для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, которая соответствует государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (2004 г.).
Раздел "Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах и выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.
Весь этот переходный период проходит «болезненно», частые изменения в программах, требованиях к предмету, к преподавателям, материально-технической базе, ТСО не позволяют полноценно анализировать опыт работы преподавателя-организатора ОБЖ, эффективности его работы.
Тематическое содержание курса ОБЖ включает в себя четыре основных раздела:
основы здорового образа жизни;
безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
основы медицинских знаний и правила оказания ПМП;
основы военной службы.
Учебные вопросы программ по ОБЖ распределяются по ступеням начального общего, основного общего и среднего (полного) образования с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным предметам.
В основной школе (V-IX классы) в курсе ОБЖ изучаются три раздела: «Основы здорового образа жизни», «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП». Ну, а в X и XI классах преподаватели-организаторы ОБЖ преподают учащимся все четыре раздела курса.
Цель работы – изучить особенности особенностей нравственного воспитания в современной школе.
Объект работы – нравственное воспитание в современной школе.
Предмет работы – нравственная составляющая курса ОБЖ.
Задачи работы:
Рассмотреть особенностей состояния проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ.
Охарактеризовать методики нравственного воспитания в современной школе.
Проанализировать нравственную культуры учащихся в современной школе.
Сделать выводы.
Глава HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/trubinaln/Рабочий%20стол/Дипломы/дипл%20Беляев%20посл%20вар..docx"IHYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/trubinaln/Рабочий%20стол/Дипломы/дипл%20Беляев%20посл%20вар..docx". Нравственные основы обучения учащихся по обж.
1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ
Нравственное воспитание - целенаправленное воздействие на личность с формирования морального сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.
Нравственное воспитание является основой-основ внеклассной работы, вовлечения учащихся в военно-патриотические клубы обязательны для каждого из нас.
Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению ЧС глобального масштаба. Примеров этому предостаточно. Один из путей профилактики – повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Формирование культуры безопасности у населения страны до уровня, соответствующего развития нашей цивилизации, стало приоритетной задачей в деле обеспечения национальной безопасности государства. Эта задача должна стоять на всех уровнях отечественного образования.
Признания перспектив развития ОБЖ специалистами еще не означает такого признания всем обществом, в частности широкими педагогическими кругами. Десятилетние итоги становления курса ОБЖ неутешительны: тенденции отторжения его в системе образования достаточно устойчивы, несмотря на то, что курс, кажется, востребован самой жизнью.
В России с некоторых пор гипертрофированно развита и искусственно поощряется неприязнь к «милитаризации общества», распространяющихся, по недоразумению, на школьный предмет ОБЖ.
Новая Концепция ОБЖ предполагает отнюдь не милитаризацию сознания учащихся, а изучение путей, методов и средств удовлетворения потребности человека в безопасности при новых условиях перехода страны к устойчивому развитию. Защита Отечества в содержании новой образовательной области представляется как объемная сфера жизнедеятельности граждан, прежде всего в их личных интересах.
Задачи обеспечения образовательной области материальными и кадровыми ресурсами, без сомнения, имеют огромное значение.
Качество обучения по курсу ОБЖ и нравственного воспитания учащихся во многом зависит от наличия и состояния учебной базы. Что мы имеем в настоящее время? Практически во всех учебных заведениях устаревшие наглядные пособия и плакаты (УЗК, приборы радиационного контроля, химической разведки и т.п.).
Отсутствие в школах подготовленных по курсу кадров преподавателей их текучесть снижает уровень преподавания.
Культура безопасности общества и личности может быть сформирована только в непрерывном образовательном процессе в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях различного типа.
Главными задачами нравственного воспитания у учащихся и студентов в курсе ОБЖ следует полагать:
- утверждение ценности жизни, наполненной высоким смыслом человеческого существования;
- развитие способностей понимания целостной картины мира и его безопасности;
- выработку навыков предвидения и предотвращения реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков в социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической и иных сферах жизнедеятельности;
- формирование гражданских позиций и личной ответственности за защиту Отечества.
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ
1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания в курсе ОБЖ
Нравственное воспитание - целенаправленное воздействие на личность с формирования морального сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.
Нравственное воспитание является основой-основ внеклассной работы, вовлечения учащихся в военно-патриотические клубы обязательны для каждого из нас.
Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению ЧС глобального масштаба. Примеров этому предостаточно. Один из путей профилактики – повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Формирование культуры безопасности у населения страны до уровня, соответствующего развития нашей цивилизации, стало приоритетной задачей в деле обеспечения национальной безопасности государства. Эта задача должна стоять на всех уровнях отечественного образования.
Признания перспектив развития ОБЖ специалистами еще не означает такого признания всем обществом, в частности широкими педагогическими кругами. Десятилетние итоги становления курса ОБЖ неутешительны: тенденции отторжения его в системе образования достаточно устойчивы, несмотря на то, что курс, кажется, востребован самой жизнью.
В России с некоторых пор гипертрофированно развита и искусственно поощряется неприязнь к «милитаризации общества», распространяющихся, по недоразумению, на школьный предмет ОБЖ.
Новая Концепция ОБЖ предполагает отнюдь не милитаризацию сознания учащихся, а изучение путей, методов и средств удовлетворения потребности человека в безопасности при новых условиях перехода страны к устойчивому развитию. Защита Отечества в содержании новой образовательной области представляется как объемная сфера жизнедеятельности граждан, прежде всего в их личных интересах.
Задачи обеспечения образовательной области материальными и кадровыми ресурсами, без сомнения, имеют огромное значение.
Качество обучения по курсу ОБЖ и нравственного воспитания учащихся во многом зависит от наличия и состояния учебной базы. Что мы имеем в настоящее время? Практически во всех учебных заведениях устаревшие наглядные пособия и плакаты (УЗК, приборы радиационного контроля, химической разведки и т.п.).
Отсутствие в школах подготовленных по курсу кадров преподавателей их текучесть снижает уровень преподавания.
Культура безопасности общества и личности может быть сформирована только в непрерывном образовательном процессе в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях различного типа.
Главными задачами нравственного воспитания у учащихся и студентов в курсе ОБЖ следует полагать:
- утверждение ценности жизни, наполненной высоким смыслом человеческого существования;
- развитие способностей понимания целостной картины мира и его безопасности;
- выработку навыков предвидения и предотвращения реальных и потенциальных угроз, опасностей и рисков в социальной, экономической, военной, демографической, техногенной, информационной, экологической и иных сферах жизнедеятельности;
- формирование гражданских позиций и личной ответственности за защиту Отечества.