Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности Общественной палаты РФ
1.1. Источники правового регулирования деятельности Общественной палаты РФ
1.2. Состав и порядок формирования Общественной палаты РФ
Глава 2. Компетенция Общественной палаты РФ
2.1. Полномочия Общественной палаты РФ
2.2. Общественная экспертиза
Заключение
Список источников
В последнее время не умолкают дискуссии по поводу осуществления общественного контроля, который как бы адекватно вписался в структуру демократически развивающегося российского общества. При этом вопрос о необходимости развития института общественного контроля был поднят еще в конце прошлого века. Сегодня исследователи и практики единодушно убеждены: развитие общественного контроля необходимо для современного государства, характеризующегося усилением взаимодействия народа и власти на всех уровнях.
Большое внимание к вопросам общественного контроля неслучайно. Оно определяется процессами как глобального, так и национального масштаба. Кризис перестраивает принципы развития экономики, взаимодействия государства и граждан, и эти общемировые тенденции по своему проявляются на территории РФ. Усиливается отчужденность населения от государства. Современному государству все сложнее реагировать на множество общественных проблем, что приводит к обострению социальных конфликтов.
Традиционная модель управления, противопоставляющая государство и граждан - управляющих и управляемых, в принципе исчерпала себя. Назрела необходимость совершенствования государственного управления, при котором следует заложить реализацию контролирующих функций со стороны гражданского общества, как это делается во всем мире. Данная тенденция находит выражение на различных уровнях. В государстве создается система «Открытое правительство», вводятся система экспертных, общественных советов, различные формы общественного контроля. Одновременно усиливается тренд продвижения общественных инициатив. Общественные организации становятся активными участниками политической и правовой среды, формируя единую функциональную структуру.
Особое значение для настоящего времени изучение конституционно-правового статуса Общественной палаты РФ приобретает в связи с реформированием законодательства и переосмыслением его основных положений.
Объектом данной работы являются нормы законодательства России об Общественной палате РФ.
Предметом данной работы выступают общественные отношения, связанные с деятельностью Общественной палаты РФ.
Целью данной работы является комплексное изучение конституционно-правовых особенностей статуса Общественной палаты РФ.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- исследовать источники правового регулирования деятельности Общественной палаты РФ;
- охарактеризовать состав и порядок формирования Общественной палаты РФ;
- рассмотреть полномочия Общественной палаты РФ;
- показать особенности общественной экспертизы.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды таких ученых в области конституционного права как Андреева Г.Н., Старостина И.А., Андриченко Л.В., Астафичев П.А., Берлявский Л.Г. Биктагиров Р.Т., Головин А.Г., Иванченков Ю.В., Масленникова С.В., Назарова И.С., Нудненко Л.А., Старостина И.А. и другие.
Методами исследования темы настоящей работы являются: метод анализа; сравнительно-правовой метод, нормативно-логический метод, конкретно-исторический метод, системно-структурный метод.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности Общественной палаты РФ
1.1. Источники правового регулирования деятельности Общественной палаты РФ
Организационной формой процесса взаимодействия общественных объединений с государственными и муниципальными органами власти выступает в настоящее время Общественная палата РФ, а также общественные палаты и общественные советы, созданные в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
Идея создания Общественной палаты РФ впервые была озвучена Президентом РФ В.В. Путиным весной 2004 г. после провала на выборах оппозиционных партий и крайне негативной реакции на это со стороны Запада. По мнению Президента РФ, именно Общественная палата РФ должна была стать «площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений, и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение»[1].
Впоследствии предпосылки, определившие объективную необходимость создания Общественной палаты РФ, нашли свое развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.[2] Необходимость обеспечения успешного развития РФ и борьбы с неблагоприятными тенденциями в сфере государственного управления, использования потенциала гражданского общества в решении различных вопросов социально-экономического развития предопределила учреждение Общественной палаты РФ.
Особенностью современной России является сформированная в последние годы система институтов, непосредственно не относящихся к гражданскому обществу, но действующих в сфере его интересов, содействующих формированию и поддержке гражданского общества. В числе основных - Общественная палата РФ. Правовой основой деятельности Общественной палаты России является Федеральный закон «Об Общественной палате РФ»[3].
Создание в 2005 г. Общественной палаты РФ как консультативной структуры, способствующей развитию механизмов обеспечения гражданского влияния на принятие решений публичной властью, а значит - демократического правового государства и гражданского общества, является оправданным. Деятельность Общественной палаты РФ выступает в качестве необходимого условия формирования гражданского общества и правового государства, становится индикатором эффективного функционирования данных институтов, а также есть гарантия реализации законности и обеспечения правопорядка в стране[4].
Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод последних и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об Общественной палате РФ». Иными словами, Общественная палата призвана обеспечивать «обратную связь», т.е. взаимный обмен информацией между гражданами и органами публичной власти (федеральными и региональными органами государственной и местной власти), и принятие согласованных решений.
Плодотворное сотрудничество современного государства и институтов гражданского общества крайне необходимо, потому как государство не должно принимать важных решений, не опираясь на мнение представителей граждан и общественных объединений. Не вмешиваясь во внутренние дела друг друга, общественные объединения и органы публичной власти «могут сотрудничать и сотрудничают, иногда делают это довольно активно... Некоторые объединения участвуют в формировании органов публичной власти, представлены в созданных при них совещательных советах, иногда в России создаются общественно-государственные объединения, происходит процесс передачи некоторых функций исполнительных органов публичной власти общественным объединениям»[5].
Общественная палата может привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан РФ, представители которых не вошли в ее состав. Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.
На федеральном уровне помимо Общественной палаты РФ функционируют и другие консультативно-совещательные органы общественного контроля, чья деятельность является более предметной, в частности, общественные советы при МВД РФ и его территориальных органах, при других федеральных ведомствах и т.д. Соответствующие структуры активно создаются и в субъектах Федерации, и в муниципальных образованиях. Таким образом, можно говорить о том, что в действующем законодательстве, которое охватывает все уровни публичной власти, постепенно находит закрепление механизм реализации фундаментального права граждан и общественных объединений контролировать деятельность органов власти, влиять на нее законным и мирным путем, в чем заинтересованы и сами государственные структуры.