В данной курсовой работе мы изучим понятие организационной культуры, типологию и содержание. Также познакомимся с функциями и видами организационной культуры. Организационная культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписаные наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности данной социальной системы. Постановка проблемы организационной культуры и её систематическое изучение началось в последние трети ХХ века, когда американские ученные Теренс Дил и Алан Кеннеди создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего феномена, влияющего на организационное поведение, корпоративное развитие и организационную эффективность. С тех пор интерес к этой теме постоянно усиливается, так как в практике управления людьми, постоянно воспроизводится несколько типичных ситуаций, которые привлекают внимание руководства организации к проблеме организационной культуры и стимулирует научные исследования данного явления. Среди них:
Стремительное развитие предприятий, включенных в новые сферы бизнеса, в так называемые «IT- технологии», в которой складывается принципиальной иной тип ценностей и отношений по сравнению с традиционными сферами.
Выход национальных предприятий на международный рынок, где они вынуждены быстро адаптироваться к местным нормам ведения дел для сохранения конкурентоспособности;
Слияние/поглощение одних предприятий другими, которое приводит к столкновению различных типов культур.
Проведение организационных изменений, которое всегда наталкивается на сопротивление людей, проявляющееся как на уровне чувств и эмоций, так и на поведенческом уровне и носящее ценностный и иррациональный характер.
Постоянно воспроизводящая потребность в совершенствовании систем стимулирование труда персонала для повышения его эффективности.
- Определение понятия организационной культуры.
Культура широко распространена во всех областях знаний. Например, говорят о культуре речи, правовой культуре, культуре эксперимента, физической культуре, организационной культуре. Культуру можно определить как совокупность достижений человечества в производственной деятельности, общественном и умственном отношении, как форму общения между людьми или, что нам представляется наиболее обоснованным, как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. С позиций теории организации культура служит проявлением общественного сознания, отражающим процесс самоорганизации общества. Культура представляет собой объективно- субъективное явление. Культура субъективна, поскольку человек является ее создателем, хранителем, носителем и потребителем. Предметом нашего внимания будет служить организация как субъект социокультурного процесса. Организационная культура представляет собой выражение упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации, систему смыслов, ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации.[1]
В теории организации выделяются три основные позиции по проблеме формирования организационной культуры.
- Организационная культура является продуктом естественного развития организации в том смысле, что она складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей и не зависит от их субъективных желаний. Это эволюционистская модель культуры.
- Организационная культура служит искусственным изобретением, созданным людьми и являющимся результатом их рационально- го выбора. Это целерационалъная модель культуры.
- Организационная культура представляет собой смешанную естественно-искусственную систему, соединяющую в себе формаль-но рациональные и спонтанные жизненные процессы. Это модель корпоративной и гражданской культур.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется в следующих значений:
- как определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерство культуры, образовательные учреждения, музей, галереи, занимающиеся производством и распространением духовных ценностей);
- как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большим социальным группам, общностям, народу или нации;
- как выражение высокого уровня качественного развития личности, группы и общества в целом, духовных достижений.
Культура – это комплекс явлений, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Американский специалист по управлению Е. Шейн, дал определение организационной культуры, которое синтезирует обе точки зрения.
Организационная культура – это «набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил оправдавших себя в прошлом и подтвердившим свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представляют собой, отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений».
Организационная культура - это вид общей культуры, и поэтому для нее характерно то же, что и для других видов культуры. Но по и особый вид культуры. Особый с точки зрения специфичности предмета социокультурного процесса организации. Политика и технология - это выделенные из общего процесса функционирования общества и обособленные сферы деятельности.
Организация же не является обособленной ни в пространственном, ни во временном, ни в субъективном отношении. Она неотъемлемый атрибут всех остальных видов деятельности и обеспечивает упорядоченность и в политической, и в технологической, и в любой другой сфере.
Соответственно областью организационной культуры является полный цикл жизнедеятельности социальной организации (общества, предприятия, малой группы). По существу, можно говорить об аспектном принципе выделения организационной культуры из состава общей культуры. В основе такого выделения лежит организационный аспект, характерный для всех сфер функционирования любых социальных организаций.
Организационная культура - это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации.
Система смыслов, ценностей, норм и ориентиров организационной культуры позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Выработка самой миссии остается при этом вне поля организационной культуры. Последняя включает в себя только организационное целеполагание - установление частных целей, связанных с обеспечением реализации миссии организации.[2]
Существует значительная самостоятельность организационной культуры по отношению к целям организации. Одна и та же цель может быть реализована с помощью разных культур. Одна и та же культура может обеспечивать реализацию разных, часто противоположных целей (как разрушение природной среды, так и ее восстановление).
Но существует и взаимозависимость организационной культуры и целей организации. Разные культуры могут обеспечивать реализацию одной и той же цели, но делать это будут с различной эффективностью. Не всякие цели и культуры вообще совместимы между собой. Для реализации явно жестоких антигуманных целей не подходит организационная культура, основанная на демократизме отношений. Ей необходим оргдиктат.
Результатом несовместимости целей организации и организационной культуры может быть:
- бесцельное функционирование в связи с невозможностью реализации исходной цели;
- отказ от старой организационной культуры и переход к новой, соответствующей целям организации:
- отказ от исходных целей и выработка новых, соответствующих существующей организационной культуре.
Можно говорить об организационной культуре:
- в узком смысле, как о культуре предприятия (71, с. 42-64);
- в широком смысле, как о культуре, которая присутствует на всех уровнях жизнедеятельности общества.
Понимание организационной культуры только в узком смысле переносит акцент на конкретные проблемы низового уровня производства. Но при этом, во-первых, утрачивается аспект организационной культуры на уровне общества (мирового сообщества, страны, региона, города). А ведь на этом уровне также является актуальным обеспечение упорядоченности жизнедеятельности. Во-вторых, происходит разрыв единой системы организационной культуры, включающей в себя и верхние, и нижние уровни функционирования общества. Поэтому организационную культуру следует рассматривать и в широком смысле как непременную составляющую общей культуры, и в узком - как культуру предприятия.
Организационная культура, как на уровне общества, так и на уровне предприятия подразделяется на две подсистемы: идеальную и материальную, и состоит из тех же компонентов, что и общая культура. Наиболее консервативной, устойчивой к изменениям областью организационной культуры является область идеальных образов: организационных смыслов, ценностей, норм поведения, ориентиров деятельности.