Введение |
1. История становления и развития авторского права |
2. Понятие и функции авторского права |
3. Источники авторского права |
Заключение |
Список использованных источников |
Курсовая работа|Авторское право
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 31
Введение |
1. История становления и развития авторского права |
2. Понятие и функции авторского права |
3. Источники авторского права |
Заключение |
Список использованных источников |
Одни личные неимущественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, в некоторым виде находятся в связи с имущественными отношениями, а другие - характеризуются строго личностной природой. В связи с этим, личные неимущественные отношения состоят из двух групп:
(1) это личные неимущественные отношения создателей результатов интеллектуального творчества (авторов, патентообладателей, исполнителей и т.д.). Так, отношения авторства на произведения науки, литературы и искусства или на изобретения (то есть объекты авторских прав) возникают не зависимо от того, будут ли они использованы в качестве товаров в имущественном обороте. Признание авторства на указанные объекты влечёт возникновение прежде всего определённых неимущественных интересов (к примеру, защита имени создателя, наименования и содержания его произведения от необоснованных воспроизведений, искажений, заимствований и т.п.), подлежащих гражданско-правовой охране.
При этом указанные нематериальные объекты становятся товарами, в следствии чего появляются имущественные отношения по их использованию, а за их создателями наряду с личными неимущественными правами признаются также исключительные (имущественные) права, которые ныне объеденены в общую категорию «интеллектуальных прав»[1]. Однако личные неимущественные права авторов результатов интеллектуальной деятельности, как и сами нематериальные объекты их творчества, неотчуждаемы и непередаваемы; это означает, что они не могут быть объектами имущественного оборота, тогда как имущественным (исключительным) правом на их использование его обладатель может распоряжаться различными способами, включая передачу (отчуждение) другим лицам на возмездных началах.
(2) вторая группа личных неимущественных отношений имеет сугубо личный (личностный) характер и полное отсутствие связи с имущественным оборотом. Это такие отношения, которые возникают в связи с признанием неотчуждаемых прав и свобод человека и других принадлежащих ему нематериальных благ (жизнь и здоровье, достоинство личности, её честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.п.). По поводу данных объектов могут сформироваться только чисто личностные отношения, не имеющие какого-либо экономического содержания и объекты которых не могут стать предметом товарообмена. Указанные права (нематериальные блага) не могут быть отделены от человеческой личности, в связи с чем не могут отчуждаться (переданы, подарены и т.д.) другим лицам, ни прекращаться.
Защита подобных отношений возможна гражданско-правовыми средствами. К примеру, обладатели нематериальных благ имеют право предъявить в суд иск о пресечении действий, которые нарушают их неимущественные права и интересы (опровержении порочащих сведений, компенсации морального вреда и т.п.). Так как использование обозначенных нематериальных и неотчуждаемых благ носят чисто фактический характер, то, как правило, во многих случаях отсутствует необходимость в их тоталитарном гражданско-правовом регулировании, в связи с чем действующее законодательство предусматривает только их защиту от неправомерных посягательств[2].
Таким образом, возникают неимущественные правоотношения, то есть правоотношения по поводу защиты неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ, а также правоотношения, которые связаны с результатами интеллектуальной деятельности и имеющие в своем содержании личные неимущественные права: право авторства[3], право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения и т.п.
Актуальность темы исследования в целом и связана с тем, что на практике часто возникает необходимость в защите авторских прав.
Объектом исследования являются авторские права.
Предмет исследования составляют правоотношения в области авторских прав, которые регулируется законодательством.
Цель исследования состоит в комплексном анализе понятия, функции и источников авторского права.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) изучить историю становления и развития авторского права;
2) рассмотреть понятие и функции авторского права;
3) проанализировать источники авторского права.
Термин «интеллектуальная собственность» использовался в праве в различных обозначениях:
- как понятие, которое охватывает все результаты творческой деятельности («объекты интеллектуальной собственности»[4]);
- для определения отрасли законодательства («законодательство об интеллектуальной собственности»[5]);
- как синоним понятия «исключительные права» (например, в ст. 128 ГК РФ). Как вариант предполагалось - «интеллектуальное право»[6].
Наряду с исследованием терминологии рассматирвалась структура составляющих явления «интеллектуальная собственность» и их соотношении между собой (отрасли[7], подотрасли[8] и института[9]).
Согласно гражданскому законодательству интеллектуальная собственность – это правоотношения, которые возникают по поводу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации[10].
В подотрасли «право интеллектуальной собственности»[11] выделяют правовой институт авторского права, который обладает давней историей.
Человечество идавно стремилось защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Более 200 лет назад в европейских государствах появилось право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения искусства, литературы, изобретения и др.). При этом, оно было сформировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.
Англия является родиной первого в истории закона об авторском праве. Возникновение авторско-правовой охраны было связано с развитием книгопечатания и книготорговли. Первоначально она сводилась к выдаче привилегий, которые суверен предоставлял определенным издателям, а в 1710 г. в стране был принят закон именуемый «Статут королевы Анны».
В законе 1710 г. регламентировалось исключительное право автора или его правопреемника на опубликованное произведение и устанавливались другие принципы охраны, которые оказали значительное влияние на развитие законодательства в ряде буржуазных стран. Статут регламентировал единственное исключительное право автора позволять переиздание своего произведения. В виде охраняемых объектов в нём указывались лишь книги. «Статут королевы Анны» действовал 200 лет вплоть до принятия Закона об авторском праве в 1911 г., который в наибольшей степени соответствовал социально-экономическим потребностям Великобритании начала XX в.[12]
Во французском Декрете Учредительного собрания 1789 г. было установлено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Далее были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые первыми из нормативно-правовых актов гарантировали защиту всех форм творчества (драматического, литературного, изобразительного, музыкального) при воспроизведении всеми известными в то время методами.
По примеру Англии и Франции нормы авторского права были восприняты и другими европейскими государствами.
Так, в 1886 г. была правозглашена Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), которые регламентируют область интеллектуальной собственности.
В XIX в. французский опыт лёг в основу Всеобщей декларации прав человека[13], ст. 27 которой правозглашает: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».
В России авторское право берёт своё начало с 1828 г. Первоначально права авторов результатов творческой деятельности в определённой степени отождествлялись с правом собственности, а иногда относились к движимому имуществу. Это было обусловлено теорией естественного права, согласно которой за создателем произведения признавалось право собственности на полученный творческий результат[14].
Так как в России всегда имело место цензура, то именно в царском Уставе о цензуре и печати[15], который был утвержден 22 апреля 1828 г., регламентировались нормы «О сочинителях и издателях книг». Согласно § 1 Положения о правах сочинителей, которое являлось приложением указанного Устава, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был равен 25 годам со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики». Защита авторского права находилась в зависимости от соблюдения цензурных правил, так как «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную»[16].
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!