Введение
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Понятие «Президент»,
1.2. История выборов Президента в России
1.3. Полномочия Президента РФ
Глава 2. Порядок выборов Президента РФ
2.1. Самовыдвижение кандидата
2.2. Выдвижение кандидата политической партией
Заключение
Список
На современном этапе российской истории государственности Президент играет важную роль в политической системе жизни общества. Со времени введения данного института власти произошли значительные изменения в порядке выборов Президента РФ, что представляет большой интерес и делает актуальной тему изучения выборов Президента РФ.
Демократические преобразования в мире и в нашей стране привели к принципиально новой роли граждан в государственной и общественной жизни, что предполагает активное их участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей, путем реализации всего комплекса политических прав. Новая роль гражданина как активного носителя политических, прежде всего, избирательных прав требует определенных знаний и навыков, осознания своей роли и ответственности за реализацию своих политических прав, активную гражданскую позицию, т.е. развитой правовой и политической культуры избирателя. Для реализации избирательных прав необходимо получить представление о процедуре выборов высших органов государственной власти в нашей стране.
Целью представленной работы является анализ процедуры избрания Президента Российской Федерации на современном этапе развития российской государственности. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые, мы сможем получить целостное представление о рассматриваемом вопросе:
- проанализировать понятие «Президент», выявить связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства;
- рассмотреть историю выборов Президента в России;
- охарактеризовать в общих чертах полномочия Президента РФ;
- исследовать порядок выборов Президента РФ: самовыдвижение кандидата и выдвижение кандидата политической партией.
Объект исследования – общественные отношения в сфере функционирования института президентства в нашей стране. Предмет исследования – нормы избирательного законодательства, доктринальные источники и материалы периодической печати о выборах Президента РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: системно-структурный, формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Теоретической основой исследования выступили работы следующих авторов: Авакьян С.А., Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С., Баглай М. В., Бархатова Е.Ю., Борисов А.Н., Волкова Е.А., Гаранников П.С., Ершов В.А., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л., Лебедев В.А., Кандалов П.М., Неровная Н.Н., Луканина Т.И., С.В. Кабышев, Г.В. Минх, Савченко О.Г., Точкин Д.В., Трыканова С.А., Фасеев И.Ф., Шуленин В.В. и др.
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Понятие «Президент», связь формы правления в Российской Федерации с институтом президентства
Крайне важную роль для интерпретации правового статуса Президента Российской Федерации играет статья 80 Конституции Российской Федерации[1], открывающая главу 4. Она связывает воедино весь механизм государственной власти, придает ему необходимую скоординированность. Легальная формула части 1 статьи 80 устанавливает, что Президент является главой государства. Следует отметить, что "в конституционном праве понятие "глава государства" точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно все же главой государства принято именовать лицо, воплощающее собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях"[2].
Содержание части 2 статьи 80 представляет собой комплексную норму, которая охватывает сразу несколько ключевых параметров института президентства. Прежде всего закрепляется, что Президент является гарантом Конституции. Интересно, что данное понятие ("гарант Конституции") не используют ни Конституция США, ни европейские конституции. Не было его и в отечественном конституционном законодательстве. Нынешняя российская Конституция, "определяя своим гарантом Президента, характеризует политическую роль этого института как охраняющего всю государственную систему. Однако неверно считать, что конституционная норма о гаранте Конституции - это всего лишь политический символ без юридического содержания"[3]. Конституционная норма не может не иметь юридического содержания. Другое дело, что она может быть многоаспектной, как в данном случае. Это выражается в том, что, во-первых, глава государства должен сам строго соблюдать Конституцию и, во-вторых, требовать ее соблюдения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, гражданами и их объединениями. И для этого у Президента есть целый "набор инструментов". Так, "он накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства. Наконец, выполнять функцию гаранта Конституции он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции"[4]. И, будучи гарантом Конституции страны, Президент должен нести персональную ответственность за эффективность ее защиты[5].
Тот или иной государственный режим в рамках российской полупрезидентской республики зависит от многих факторов и позволяет создавать многоцветную палитру возможностей для построения оптимальных взаимоотношений между высшими органами государственной власти. Например, от того, какая сложилась партийная система, избирательная система, насколько внушительную победу на парламентских выборах получила правящая партия, очередность президентских/парламентских выборов и т.д.[6].
В самом общем виде государственный режим при полупрезидентской республике можно назвать гибридным (парламентско-президентским), поскольку он при известных условиях позволяет существовать режиму президентиализма, дуалистическому режиму с преобладанием президентиализма; если президент "добывает" свой срок полномочий, а парламентские выборы состоялись относительно недавно и на них убедительную победу одержала оппозиционная главе государства политическая партия, устанавливается режим с признаками министериализма и др.
Данная форма правления отличается высокой гибкостью в осуществлении государственного управления и позволяет обеспечивать нормальное функционирование институтов государственной власти даже в период политических кризисов. Она имеет достоинства парламентарной формы правления (согласованное принятие решений и относительно компактный госаппарат) и лишена недостатков президентской республики (неспособность президента эффективно управлять страной в условиях политического кризиса, когда большинство депутатских мест в парламенте принадлежит другой партии или когда у него заканчивается срок полномочий).