Гражданское право на протяжении последних десятилетий претерпело в России серьезные изменения, что в первую очередь было обусловлено отходом законодателя от административно-командных методов управления экономикой, а также деятельностью хозяйствующих субъектов. Частноправовые начала все чаще становятся основой регулирования взаимоотношения сторон, растет число новых субъектов гражданско-правовых отношений, появляются новые виды гражданско-правовых договоров, в том числе ранее неизвестных правоприменительной практике. Все это напрямую относится и к такой сфере, как обязательное пенсионное страхование. Как известно, названный вид страхования согласно доктрине советского права относился к предмету регулирования трудового права и права социального обеспечения и соответственно изучался в рамках указанных учебных дисциплин, однако кардинальные изменения российского законодательства, в том числе гражданского, актуализировали вопросы разграничения сфер частноправового и публично-правового регулирования.
Именно в указанной сфере отношения стали все шире регламентироваться наряду с нормами публичного права нормами гражданского (частного) права и все чаще приобретать договорной характер. Обязательное пенсионное страхование в России, являясь разновидностью обязательного социального страхования, претерпело в последние годы кардинальные преобразования.
Переход в 90-е годы к рыночным условиям хозяйствования не только сохранил, но и расширил и усилил охрану прав российских граждан в рассматриваемой сфере. Этому, в частности, способствовала установленная законодателем возможность закрепления прав гражданина не только на законодательном уровне, но и в рамках самостоятельного договора с конкретным НПФ.
Концептуальный подход правового регулирования отношений в сфере пенсионного и прочих видов социального страхования базируется на положениях Конституции РФ, где прямо устанавливаются гарантии каждого на социальное обеспечение (ст. 39). Именно в целях усиления гарантий названных прав граждан правовыми средствами их закрепления и охраны стали в настоящее время в России не только нормы публичного права, но и (что особенно показательно) нормы частного (гражданского) права.
В 2002 г. был осуществлен переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий, осуществляемые с участием негосударственных пенсионных фондов. Став для многих зарубежных стран традиционными социально-финансовыми институтами и одновременно субъектами гражданских договорных правоотношений по страхованию (и, прежде всего, по пенсионному), в России они до настоящего времени остаются малоизученными и малоисследованными.
Между тем деятельность НПФ имеет огромное значение, предоставляя гражданам возможность расширить свои права в сфере пенсионного страхования.
Согласно официальным данным Пенсионного фонда РФ только в 2013 г. 8,4 млн чел. перевели свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды (для сравнения: в 2012 г. их число составляло 4,7 млн чел.). Это, в свою очередь, влечет постоянный рост числа заключаемых с негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость четкой регламентации отношений в указанной сфере. Следует констатировать, что законодатель предпринял попытку по максимальной регламентации прав и обязанностей субъектов, участвующих в отношениях по обязательному пенсионному страхованию, однако до настоящего времени в рассматриваемой сфере имеется достаточно большое количество пробелов и противоречий, что обусловлено сложностью и комплексным характером правового регулирования отношений по обязательному пенсионному страхованию с участием негосударственных пенсионных фондов. В частности, это относится к такому новому гражданско-правовому институту, как договор об обязательном пенсионном страховании, заключаемый на основании Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
В правовой науке не вызывает споров тезис о том, что само осуществление обязательного пенсионного страхования представляет собой сферу комплексного правового регулирования. Однако это не относится к договорным отношениям в обозначенной сфере.
Так, нормами публичного права регулируются исключительно организационные основы указанного вида страхования, нормами же гражданского права закрепляется сам порядок заключения договоров об обязательном пенсионном страховании, подробно регламентируются права и обязанности сторон этого договора — негосударственного пенсионного фонда (страховщика) и граждан (застрахованных лиц). Однако при констатации отдельными авторами гражданско-правовой природы названного договора специальные исследования, посвященные обозначенной теме, отсутствуют. Так, авторы постатейного комментария к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (2013 г.) Н.А. Новикова, Н.С. Лежнева прямо указывают на то, что «по своей юридической природе договор об обязательном пенсионном страховании является гражданско-правовым, относящимся к категории договоров в сфере страхования, в частности, к категории личного обязательного страхования». Между тем о необходимости проведения подобных исследований свидетельствует и изменение организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды должны теперь создаваться не как некоммерческие организации, а исключительно как коммерческие организации в форме акционерных обществ.
Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов в рамках осуществления ими обязательного пенсионного страхования, начиная с 2014 г., переходит на новый уровень, связанный с реформированием накопительной составляющей пенсионной системы, и предусматривает принятие целого ряда нормативных актов, которые должны базироваться на концептуальных теоретических разработках.
Актуальность выбранной темы обусловливается отсутствием научно-теоретических исследований гражданско-правовых аспектов договора об обязательном пенсионном страховании, определяющих его правовую природу, особенности содержания, порядка заключения, исполнения и расторжения, обусловленных спецификой общественных отношений, складывающихся в системе обязательного пенсионного страхования с участием негосударственных пенсионных фондов. До настоящего времени в науке гражданского права остаются дискуссионными вопросы о понимании правовой природы института договора об обязательном пенсионном страховании, его сущности и месте в системе гражданского права и законодательства. В связи с этим актуализируется вопрос о рассмотрении института договора об обязательном пенсионном страховании через призму гражданско-правовых начал, что имеет большое значение для определения границ предмета регулирования указанных отношений нормами современного гражданского права, а также отграничения его от смежных отраслей права.
Пробелы в законодательстве и правоприменительной практике, касающиеся отношений, возникающих при заключении, исполнении и расторжении договора об обязательном пенсионном страховании, а также возрастающая государственная и социальная значимость изучаемой проблемы требуют комплексного подхода к ее исследованию, в рамках которого определились бы: юридическая природа данного договора; его содержание; ответственность за нарушение договорных обязательств; вопросы совершенствования и другие особенности гражданско-правового механизма регламентации отношений в указанной сфере, определяемые публичной значимостью данного института, и др.
Цель работы – изучить правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- привести общую характеристику Пенсионного фонда Российской Федерации и его регулирования;
- рассмотреть значение и развитие негосударственных пенсионных фондов;
- проанализировать осуществление и регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Предмет исследования – пенсионная система. Объект исследования - правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Общая характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации и его регулирования
1.1. Административно-правовой режим пенсионных накоплений
В условиях российской экономики потребность в повышении эффективности управления централизованными финансами обусловлена возрастанием их роли, усложнением классификации и особенностями административно-правового режима, установление которого способствует улучшению правовых и финансово-экономических основ государственного регулирования финансовой системой. Как писал Д.Н. Бахрах, административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции. Формирование административно-правового режима пенсионных накоплений началось в 2002 г. с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По мнению М.В. Шитова, введение индивидуальной накопительной системы пенсионного обеспечения преобразовало конституционное право гражданина на социальное обеспечение из меры государственной защиты населения в накапливаемый лично капитал человека и гражданина, при этом механизм реализации и содержание этого права изменились. Так, ч. 1 и 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации предусматривают два вида пенсионного страхования - обязательное и добровольное. Тенденции реформирования государственных институтов свидетельствуют, что в новом формате социально-обеспечительных элементов намечен переход от "патерналистской" роли государства к делегированию выполнения отдельных социальных функций общественным институтам.
Такая смена публичных приоритетов является практикой многих развитых стран. Как справедливо отмечено И.Г. Выговской, для достижения баланса публичных и частных интересов, по мнению западных специалистов по социальной политике, государство должно сосредоточиться лишь на выполнении задач, которые не может никому перепоручить.
По смыслу, вытекающему из выбранной концепции реформирования пенсионного обеспечения, сложились его уровни и структура.
Первый уровень (государственный) - государственное пенсионное обеспечение, которое предназначено не допустить обеднения нетрудоспособных граждан.
Второй уровень (солидарный) - обязательное пенсионное страхование (вид социального страхования), которое имеет своей целью компенсировать застрахованным гражданам доход от трудовой деятельности, который ими был утрачен по причине нетрудоспособности вследствие наступления старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи умершего застрахованного лица, находившимся на его иждивении, - по причине смерти кормильца.
Третий уровень (накопительный) - обязательное личное страхование на случай достижения пенсионного возраста, которое выполняет роль дополнительной гарантии обеспечения определенного уровня дохода пенсионеров, позволяет им вести достойный образ жизни после прекращения их трудовой деятельности.
Правовое регулирование формирования пенсионных накоплений осуществляется на основании Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон о дополнительных взносах), в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан. С этой целью государство в лице уполномоченных субъектов обеспечивает государственное регулирование формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Контроль (от франц. controle - проверка) представляет собой составную часть, элемент государственного регулирования, заключающийся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями. По мнению М. Баранова, сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также их предупреждения, его содержание составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона, за исключением непосредственного применения санкций к нарушителям.
Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, общественными организациями, структурными подразделениями финансовых институтов), в значительной степени зависит от их взаимодействия.
Как известно, под контролем и надзором понимают осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, включая выдачу разрешений, регистрацию актов и издание индивидуальных правовых актов. Как уже отмечалось, защита прав застрахованных лиц заключается в деятельности по надзору и контролю, приводящей к устранению нарушений прав и законных интересов застрахованных лиц. В связи с этим надзор и контроль должны обеспечивать соблюдение прав застрахованных лиц и реализацию государственной политики в сфере пенсионного страхования.
Можно согласиться с мнением о том, что контрольная деятельность государства может быть реализована в форме проведения инспектирования, проверки на предмет соответствия законам и актам вышестоящих органов деятельности конкретных должностных лиц, а также путем проверки соблюдения предусмотренных стандартов и выполнения должностных обязанностей.
Государственные надзор и контроль являются функцией государства, осуществляемой одной из ветвей государственной власти, в частности исполнительной властью. Контрольная деятельность как функция обладает самостоятельной формой, которая выражается в деятельности государственных органов, направленной на получение и анализ информации о происходящих в обществе процессах и явлениях и осуществляемой с целью установления нарушений или отклонений от нормативно-индивидуальных предписаний. Однако заметим, что данная деятельность признается защитой прав застрахованных лиц после издания правоприменительного акта, например предписания о восстановлении нарушенного права лиц (лица) и его исполнения.
Таким образом, государственное регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений представляет собой воздействие государства на лиц, участвующих в данных правоотношениях, путем принятия нормативно-правовых актов, а также включает в себя контрольно-надзорную деятельность уполномоченных государственных органов. При этом надзор является специфической разновидностью контроля, направленной на обеспечение соблюдения законности в данной сфере.
Субъекты регулирования, контроля и надзора за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" могут быть разделены на две группы:
- орган государственного регулирования, контроля и надзора;
- орган регулирования, контроля и надзора - ЦБ РФ, саморегулируемые организации (СРО).
Такое разделение субъектного состава обусловлено передачей полномочий упраздненной ФСФР России по регулированию финансового рынка Минфину России и Банку России. Последний, приобретя в ходе реформирования статус мегарегулятора, не может быть отнесен к типу органа государственного регулирования. Саморегулируемые организации, функционирующие в сфере деятельности ГПФ, представляют собой добровольное объединение фондов в целях обеспечения условий их профессиональной деятельности. Они призваны обеспечивать защиту интересов клиентов фондов, устанавливать правила и стандарты проведения операций, которые будут способствовать обеспечению эффективности их деятельности.
Отметим, что во всем мире регулированию деятельности негосударственных пенсионных органов уделяется особое внимание. Например, в Великобритании существует специальный орган (ОПРА), осуществляющий функции контроля и надзора за деятельностью пенсионных фондов.
Министерством финансов Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляются функции по регулированию, надзору и контролю. Этот орган исполнительной власти уполномочен осуществлять деятельность по государственному регулированию в сфере инвестирования и формирования средств пенсионных накоплений, в т.ч. средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты застрахованным лицам, обладающим правом на срочную пенсионную выплату.
Эту норму следует рассматривать как один из примеров применения исключений, предусмотренных Указом Президента N 314.
Минфин России вправе направлять ПФР, специализированному депозитарию, управляющим компаниям, брокерам, кредитным организациям и НПФ, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, запросы о предоставлении информации об осуществлении ими деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также иной информации. Помимо этого, Минфин России определяет принципы, порядок и показатели расчета чистого финансового результата, полученного от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании. Регулируются Минфином России и состав, порядок и сроки раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений и информации о структуре и составе акционеров (участников) управляющих компаний и специализированного депозитария.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; СЗ РФ. – 2014. – № 6. – Ст. 548.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) // СЗ РФ.– 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2014. – № 19. – Ст. 2304.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г. №416-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.
– № 5. – Ст. 410; 2013. – № 52 (ч. I). – Ст. 6981.
4. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. от 12 марта 2014 г. № 33-ФЗ) // СЗ РФ. – 1988. – № 19. – Ст. 2071; 2014. – № 11. – Ст. 1098.
5. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2013. – № 30 (ч. I). – Ст. 4044.
6. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований. 2014. №12.
7. Баскаков В.Н. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы. – М.: Страховое ревю, 2012.
8. Бровчак С.В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт. – М., 2011.
9. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. – М.: Норма, 2010.
10. Грудцина Л.А. История пенсионной системы в России. – М.: Адвокат, 2012.
11. Зырянова К.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №3.
12. Кот Е.М. Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №11.
13. Куртин А.В. О Пенсионной системе России // Пенсионные деньги. 2012. № 1.
14. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. // Человек и труд. 2014. №12.
15. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопросы экономики. 2013. №8.
16. Малева Т.М. Пенсионная реформа в России: История, результаты, перспективы. - М., 2010.
17. Панков Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. – М.: Самиздат, 2011.
18. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. – М.: МИК, 2010.
19. Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
20. Степанов А.Г. Комментарий к Федеральному Закону О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. - М., 2011.
21. Федотов Д. Ю. Негосударственные пенсионные фонды России. – М.:ИГЭА, 2010.
22. Финогенова Ю. Ю. Финансирование негосударственной пенсии и сохранность дополнительных пенсионных накоплений // Финансовый менеджмент. 2015. №2.
23. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации www.pfrrf.ru.