Система российского права состоит из отраслей, отличающихся друг от друга предметом (объектом) регулирования, под которым понимаются общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизни общества.
Сосуществование и сотрудничество людей в той или иной мере нуждается в управлении. В этом смысле управление представляет собой организующую деятельность людей, обеспечивающую согласованность и упорядоченность совместной деятельности для достижения общественно значимых положительных целей. Учеными выделяются несколько видов управления: социальное (управление процессами, протекающими в обществе), биологическое (управление в сфере воздействия на флору и фауну) и техническое (управление технологическими процессами, например в кибернетике). В данной работе речь будет идти о государственном управлении, осуществляемом соответствующими федеральными органами (высшими органами государственной власти и управления, министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и подчиненными им подконтрольными органами.
Административное право называют правом управления, справедливо констатируют известные ученые-административисты профессора Ю.М. Козлов и Ю.Н. Старилов, поэтому в большинстве современных учебниках системное изложение учебного курса этой дисциплины начинается с более или менее подробного освещения вопроса о понятии и сущности социального управления и существенной его разновидности – государственного управления как важнейшей формы реализации исполнительной власти.
Социальное управление в обществе, в зависимости от субъекта управления и направленности управленческой деятельности, подразделяется на два вида: государственное управление, которое выражается в управление делами государства и негосударственное управление – управление в негосударственных формированиях.
Предметом (объектом) регулирования норм административного права являются отношения в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти.
Следовательно, важно обратиться к изучению предмета регулирования административного права - государственного управления как разновидности социального управления.
Таким образом, ключевую роль для понимания предмета административного права, а, следовательно, и его природы как отрасли права играет понимание сущности категории государственного управления.
Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность, современность и практическую значимость темы, выбранной для данной работы.
Цель настоящей работы состоит в правовом анализе категории «государственное управление».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть общие положения о государственном управлении, а именно:
- определить понятие и признаки государственного управления;
- охарактеризовать функции государственного управления;
- описать принципы и методы государственного управления.
исследовать виды государственного управления.
Объект исследования – правовые отношения, возникающие при реализации государственного управления как ключевой категории административного права.
Предметом исследования являются теоретические и правоприменительные аспекты, регулирующие вопросы реализации государственного управления, а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы.
Методом исследования в данной работе является анализ научной литературы и публикаций по заявленной теме.
Структура работы отражает цель и задачи исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из трех параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки государственного управления
Вопросы государственного управления и административного права диалектически взаимосвязаны.
В настоящее время одной из проблем, с которой сталкивается правоприменительная практика, это отсутствие в законодательстве понятия «государственного управления», хотя в названиях различных документов эта категория начала встречаться достаточно часто. Многообразие понятия «управление» обусловлено множеством процессов и явлений, которые относятся к управлению[1].
Управление представляет собой ряд действий, совершаемых субъектом управления (тем, кто управляет) в отношении объекта (того, кем управляют, на кого направлено управление) ради достижения определенных целей. Таким образом, управление характеризуется[2]:
- наличием субъекта управления, который наделяется властными полномочиями, то есть обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых;
- наличием объекта управления, на который направлено управленческое воздействие (общество в целом, экономика, политика, деятельность органов власти, организаций, поведение людей);
- наличием между субъектом и объектом управления прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд) связи;
- наличием определенной цели, ради достижения которой осуществляется управление.
Так как управление затрагивает интересы общества, его принято определять как социальное. Социальное управление выполняет ряд общих и специальных функций:
Общими являются виды деятельности, обеспечивающие достижение общих целей управления: анализ социальной информации; прогнозирование изменений в развитии каких-либо явлений или процессов; планирование и определение целей управленческой деятельности; организация и формирование системы управления; регулирование управленческих отношений между субъектом и объектом управления; определение структуры органов, организаций; подбор и расстановка кадров, контроль, учет и др.
Специальными являются такие виды организационной деятельности, которые вызваны особенностью объектов управления и осуществляются в соответствующих сферах.
Процесс управления цикличен и состоит из стадий: выработки, обсуждения и принятия решения, организация его исполнения, контроля за исполнением решения и подведения итогов.
Социальное управление в обществе, в зависимости от субъекта управления и направленности управленческой деятельности, подразделяется на два вида: государственное управление, которое выражается в управление делами государства и негосударственное управление – управление в негосударственных формированиях.
Государственное управление осуществляют все органы государства (законодательные, исполнительные и судебные) в формах правотворческой, исполнительной и судебной деятельности.
Негосударственное управление осуществляют негосударственные организации и учреждения (хозяйственные товарищества и общества, объединения граждан и др. некоммерческие организации) в рамках внутренней организации их деятельности.
Следует отметить, что, несмотря на то, что в юридической литературе понятию «государственное управление» посвящено большое количество работ, его единого определения и функций до сих пор выработано не было[3].
Ю.М. Козлов пишет, что государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть[4].
Г.В. Атаманчук указывает, что государственное управление есть организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, сохранения, или преобразования, опирающегося на его властную силу[5].
Ю.А. Тихомиров указывает, что управление государством, государственными делами - целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики[6].
В.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский определяют государственное управление как осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях (отраслях) экономического и социального развития гражданского общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократического и правового государства[7].