ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие рентабельности и ее экономическая сущность
1.2.Система показателей рентабельности
1.3. Информационная база анализа их формирования и анализа
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПИТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Показатели рентабельности производства продукции и их динамика
2.3. Пути повышения рентабельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной темы связана с тем, что недооценка получаемых результатов приводит к потере значительной части доходов, к недостатку финансовых ресурсов, к стагнации российского промышленного сектора. Поэтому для эффективного управления предприятиям необходимо знать, за счет чего формируются финансовые ресурсы, а также какие факторы оказывают на них влияние. Менеджеры предприятия должны иметь информацию о размерах и структуре финансовых ресурсов предприятия, планировать направления их использования.
Одним из главных качественных показателей, характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, является прибыль. Между тем цель финансово-хозяйственной деятельности предприятий — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие функционирует эффективно и рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа развития экономики является не только повышение финансовых результатов деятельности предприятий, но и овладение руководителями и менеджерами практическими навыками эффективного управления формированием и распределением прибыли для обеспечения роста рентабельности инвестиционной и финансовой деятельности субъектов рыночных отношений.
Рентабельность выступает не только как расчетная величина и статический показатель, а критерий, который дает комплексную оценку социально-экономическому положению организации на рынке. Полученные суммы прибыли для различных предприятий могут быть и одинаковыми, но полученные в различных условиях. Следовательно, это и обуславливает применение показателей рентабельности, т.к. они дают оценку экономического субъекта независимо о размера и характера деятельности.
Модели оценки рентабельности деятельности промышленных предприятий широко освещены в работах известных отечественных и зарубежных ученых, таких как М.И. Баканов, С. Б. Барнгольц, Л.А. Бернстайн, Л.Т. Гиляровская, Д.А. Ендовицкий, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, М.Н. Крейнина, М.В. Мельник, Г.В. Савицкая, Е.С. Стоянова, Э. Хелферт, А.Д. Шеремет и др.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов повышения рентабельности на предприятии.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность рентабельности, ее виды, цели, задачи и функции;
- изучить систему показателей рентабельности;
- проанализировать финансовое состояние ООО «Компит»;
- рассчитать показатели рентабельности предприятия;
- провести факторный анализ рентабельности на предприятии.
Объектом исследование является ООО «Компит», а предметом исследования – процесс анализа рентабельности предприятия.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретические и организационные основы формирования показателей рентабельности
1.1. Понятие рентабельности и ее экономическая сущность
Современное реформирование экономики России требует переоценки многих устоявшихся понятий, представлений об экономических явлениях, процессах. Это касается и понятия «рентабельность».
Рентабельность – понятие производное от немецкого «rentabel», что переводится как «оправдывающее расходы, целесообразное с хозяйственной точки зрения». Поэтому долгое время в советской экономической науке рентабельность считалась синонимом прибыльности или результативности. Например, целый ряд лет представление о сущности и роли рентабельности при социализме складывалось на основе следующего определения: рентабельность (доходность) организации означает, что средства, полученные организациям от реализации своей продукции, возмещают себестоимость и обеспечивают сверх того получение дохода[1]. Рентабельность характеризует экономическую эффективность работы хозяйственного субъекта за определенный период времени.
Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
В настоящее время рентабельность характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по существующей методике на макро- и микроуровнях различна[2]. На уровне организации ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны.
Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если организация работает рентабельно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая блюдо именно в этом ресторане, получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи[3].
В экономической литературе даются различные толкования понятия рентабельности. Многие экономисты рассматривали вопросы, касающиеся ее экономической сущности. Следует отметить исследования основоположников политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса.
В российской экономической литературе известны посвященные проблеме рентабельности производства статьи и монографии ученых Н. А. Цаголова, B. C. Немчинова, A. M. Бирмана, В. А. Медведева и др. Тем не менее понятие «рентабельность» не имеет достаточно четкого определения, существуют различия в его толковании.