Введение
Глава 1. Возникновение и становление содержания гражданства с 1917 года по 1936 год
1.1. Нормативное закрепление гражданства в первых актах советского государства
1.2. Возможность лишения гражданства
Глава 2. Развитие положений о гражданстве с 1936 года по современное время
2.1. Гражданство: от Сталинской Конституции до перестройки
2.2. Институт гражданства с перестройки до принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. №
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы на современном этапе обусловлена, прежде всего, тем, что возможность осуществления всего перечня гражданских и политических прав человека непосредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации отношений гражданства. Право на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав и занимает особое место среди основных прав человека. Гражданство является одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые рассматривает гражданство как неотъемлемый элемент конституционного строя страны. Существенным шагом на пути совершенствования института гражданства стало принятие в 2002 г. Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который обеспечил четкую дифференциацию оснований приобретения и прекращения гражданства, установил общий и упрощенный порядок приобретения гражданства. Однако, как показывает анализ правоприменительной практики, в обеспечении правового регулирования взаимоотношений государства и личности остаются вопросы, требующие решения.
Таким образом, становление института гражданства как основы государственности, нестабильность законодательства, его регулирующего, а также многогранность проблемных вопросов, связанных с реализацией права на гражданство в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальности исследуемой темы.
Проблемам института гражданства посвящены научные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Вопросы гражданства нашли свое отражение еще в работах философов Древней Греции и Древнего Рима – Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона, Перикла, Демосфена, зарубежных исследователей – Ж. Бодена, Г. Еллинека, Фюстеля де Куланж. Вопросами советского гражданства занимались Ю.В. Боярс, Д.А. Гайдуков, С.С. Кишкин, О.О. Миронов, О.Е. Фарбер. Особое внимание при написании дипломной работы было уделено анализу современного подхода к вопросам правового статуса личности и гражданина, его основополагающего института – гражданства в работах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.Я. Кикотя, Е.Ю. Бархатовой, А.С. Прудникова.
Объект исследования - общественные отношения, обусловленные содержанием института гражданства в Российской Федерации.
Предмет исследования - совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих обеспечение права на гражданство в Российской Федерации.
Целью исследования является анализ правовых основ института гражданства в Российской Федерации, оценка эффективности существующих правовых механизмов регулирования гражданства, а также разработка рекомендаций для разрешения существующих коллизий, связанных с реализацией права на гражданство в Российской Федерации.
Для достижения указанных целей нами были сформулированы следующие задачи исследования:
- дать общую характеристику институту гражданства, раскрыв его содержание и юридическую природу;
- проанализировать содержание российского гражданства на различных этапах становления и развития государства;
- проанализировать некоторые существующие пробелы в нормативномрегулировании.
Методология исследования основывается на системе современных методов познания, позволяющая раскрыть основные характеристики института гражданства в Российской Федерации. В работе использованы общенаучные (системного анализа, комплексного подхода, логического), а также частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и процессов (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой).
Нормативную правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», нормативные правовые акты советского периода.
Глава 1. Возникновение и становление содержания гражданства с 1917 года по 1936 год
1.1. Нормативное закрепление гражданства в первых актах советского государства
Гражданство - это привилегия, предоставляемая государством по большей части лицам, родившимся на территории данной страны или имеющим родственные узы с близкими родственниками, в ней проживающими и/или имеющими ее гражданство. В силу этого в конституционном (государственном) праве вряд ли имеется более политизированный правовой институт, чем этот. Однако в России (СССР) эта политизация доведена до абсурда, и не только по причине действия на определенном этапе ее развития классовой идеологии.
Институт гражданства в нашей стране имеет сравнительно небольшую историю, но наполнен немалым числом событий и перемен, имеющих в основном кардинальный характер. Предшествовавший институт подданства в Российской империи отличался значительным своеобразием, не получившим преемственного развития в институте советского гражданства (как, впрочем, последний не получил преемства в современном российском гражданстве)[1].
Исторически институт подданства олицетворял личную принадлежность физического лица государю (монарху) и знаменовал собой "нахождение под данью". Возникший значительно позже, в XVIII в., во Франции на тот момент более прогрессивный институт гражданства означал принадлежность лица к населению данного государства. Однако в современных условиях эти различия нивелировались, и даже в традиционной монархии - Великобритании - все шире для обозначения юридической принадлежности лица государству используется термин "гражданин".
В России рассматриваемый институт возник с момента образования первой республики, и дальнейшее его развитие отличалось значительным своеобразием. Юридически первая республика была провозглашена Постановлением Временного правительства от 1 сентября 1917 г. Несколько ранее Временное правительство начало демонтаж политического режима Российской империи. Так, 5 (18) марта 1917 г. от его имени была опубликована Декларация, один из пунктов которой провозглашал отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. Это и был первый шаг к созданию института гражданства, который Временным правительством так и не был создан, в силу того что принципиальный вопрос государственно-политического устройства этим органом власти, который на цивилизованный манер реально объявил себя "временным", был оставлен до решения Учредительного собрания, созыв которого был назначен на март 1918 г. И хотя в одном из Постановлений Временного правительства - от 12 апреля 1917 г. "О собраниях и союзах" - впервые в отечественной истории был употреблен оборот "все без исключения российские граждане", тем не менее этот институт на первом этапе развития республики юридического оформления не получил[2].
К сказанному следует добавить, что партия большевиков не допустила объективного развития событий и законного формирования первой республики. Она перехватила инициативу, поэтому пальма первенства в юридическом создании института гражданства принадлежит ей, хотя это была уже вторая республика в истории России.
Первым основополагающим документом в этом списке стало обращение "К гражданам России" от 25 октября (7 ноября) 1917 г., в котором термин "гражданин" был впервые употреблен официально. За ним последовала Декларация прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., в которой указывалось на немедленное раскрепощение всех народов России, "освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно" и, наконец, предметный Декрет ВЦИК от 10 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов", действовавшие ранее в Российской империи. Однако это вовсе не означает, что эти закрепленные формально-юридически различия заменили деление на граждан и неграждан. Вовсе нет. На смену им пришло деление общества на классы, получившее первоначальное закрепление в программе РСДРП (позже - ВКП(б)) и частично последующее отражение в законодательстве о гражданстве.
В Декрете было сказано, что все ранее существовавшие в России сословия и сословное деление граждан, а также сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения отменяются, а также упраздняются все гражданские чины. Были уничтожены все звания, титулы, чины и прочие наименования, а устанавливается одно, равное для всех проживающих на территории страны наименование - гражданин РСФСР. С формально-юридической точки зрения это был прогрессивный акт нового государства, уничтожающий оставшееся от феодально-сословного периода истории социально-политическое деление российского общества.
Примечательно, что несмотря на то, что в других отраслях права нашей страны были приняты базовые законы, в РСФСР (СССР) до 1938 г. процедура установления советского гражданства не получила законодательного регулирования. Более того, несмотря на образование в декабре 1922 г. нового государства - СССР, оно автоматически не породило института собственного гражданства. Например, в РСФСР до 1924 г. вопросы гражданства регулировались по большей части законодательством этой республики. Законодательство Союза ССР о гражданстве касалось только вопросов принятия иностранцев в советское гражданство, его лишения и выхода из него.