Осуществляемое в рамках экономической политики, избранной властью, государственное регулирование играет в формировании и развитии экономической структуры практически любого государства играет ведущую и определяющую роль. При этом, главным звеном финансовой системы общества, как финансового механизма, позволяющего государству осуществлять социальное и экономическое регулирование, является государственный бюджет. Государство обеспечивает выполнение возложенных на его органы задач и функций воздействуя на формирование децентрализованных фондов денежных средств и образуя на централизованные фонды именно посредством финансовой системы. Бюджетная система, как часть государственной финансовой сферы, также оказалась затронутой проводимыми в начале девяностых годов прошлого века России политическими и экономическими реформами.
Реальную возможность воздействовать на экономику, обеспечивать наименее защищенным слоям общества социальную поддержку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, стимулировать её структурную перестройку государственной политической власти дает, являясь главным средством мобилизации и расходования его ресурсов, именно бюджет государства.
Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что насколько требованиям времени будет отвечать бюджетная политика государства, от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества в нашей стране, в большей степени зависит успех экономического реформирования. Ведь именно посредством реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма, установления более четких механизмов взимания разного рода обязательных платежей и налогов, путем развития конституционных основ всей системы налогообложения достигается, в условиях рыночной экономики, совершенствование механизма правового регулирования налогообложения.
Актуальность темы, выбранной для написания данной курсовой работы, заключается в том, что независимо от организационно-правовой формы предприятия и форм собственности, от их ведомственной подчиненности одним из экономических методов обеспечения и управления взаимосвязи коммерческих интересов предпринимателей с общегосударственными интересами является именно применение налогов. Оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений придавать необходимую определенность и стабильность этим отношениям, воздействовать всей силой авторитета правовых норм на их поведение дает только законодательная форма, о чем свидетельствует в России весь опыт налоговой системы.
Объектом исследования данной работы являются налоговая и бюджетная политика Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы является формирование доходной части федерального бюджета.
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии роли налогов в формировании финансовой системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить социально-экономическую сущность бюджета Российской Федерации;
- выявить бюджетное устройство Российской Федерации;
- представить классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
- раскрыть понятие налога, его экономической сущности и признакам;
- охарактеризовать функции налогов и их классификацию;
- изучить роль налогов в формировании финансовой системы РФ.
Конституция Российской Федерации, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, другие нормативные акты составляют нормативную основу работы.
Вопросам изучения роли в формировании финансовой системы РФ налогов посвящены работы таких видных экономистов, финансистов и юристов, как Винницкий Д.В, Демин А.В., Клейменова М.О., Пансков В., Поляк В. и др.
При работе над данной темой использованы: функциональный метод, метод системного анализа, сравнительный и исторический метод, методы исторического анализа, метод конкретизации, обобщения, классификации и аналогии.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Бюджетное устройство РФ и его сущность
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации
Основным, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств, как обязательного условия функционирования любого государства, финансовым планом страны является государственный бюджет, обеспечивающий органам государственного управления возможность воздействовать на распределение доходов в секторах экономика, на функционирование рынков услуг и товаров, т.е. на выполнение государственными органами своих непосредственных функций. Вместе с тем, для проведения не только внешней, но и внутренней государственной политики своего рода инструментом мобилизации всех секторов экономики является именно бюджет.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы[1].
Кроме того, нельзя не заметить, что стихийное формирование стоимостных и натуральных пропорций, отношений между участниками процесса воспроизводства, свободное движение товаров и капиталов предполагают, как правило, рыночные условия хозяйствования. Причем, многие проблемы социально-экономического развития решить частный капитал не в состоянии. В связи с этим, с помощью законодательных и других нормативных актов государство осуществляет как прямое социально-экономическое регулирование, так и косвенное. Последнее, при этом, осуществляется, непосредственно, через финансовую и кредитную политику, в реализации которой государственный бюджет играет центральную роль. При этом, оказывающие на спрос и предложение на отдельные виды услуг и товаров, на объем их производства влияние налоговые льготы и ставки являются при налогообложении рычагами государственного воздействия.
Финансирование направленных на изменение структуры производства, на содействие развитию тех или иных производств и отраслей государственных программ государство осуществляет при расходовании средств. Оно же субсидирует отдельные предприятия и отрасли. Льготные и беспроцентные гарантии по банковским ссудам также выступают в качестве способов государственного воздействия, одним из которых является именно фискальная политика[2].
Совокупность мер в области направленных на контроль над увеличением занятости и инфляцией, на изменение реального объема производства правительственных расходов и налогообложения понимается под фискальной государственной политикой.
Участвующим в общем кругообороте выпуска продукции, расходов и доходов сектором экономики является сектор государственного управления, т.е. на основные экономические показатели оказывают воздействие государственные финансы и их центральная часть – государственный бюджет, расходы которого являются составной частью совокупного спроса, наряду с потребительским и инвестиционным спросом. Реальное уменьшение сумм частного сектора характеризуют так называемые чистые налоги. Существенное влияние на экономическую ситуацию в стране оказывают изменения именно этих величин.
Таким образом, два основных положения являются общепризнанными в отношении воздействия государственных финансов, а именно[3]:
- к росту выпуска продукции и занятости, как следствия роста совокупного спроса в экономике, ведет увеличение государственных доходов;
- к сокращению занятости, выпуска продукции и расходов, к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств приводит именно увеличение налогообложения.
При этом, необходимо иметь ввиду, что либо на ограничение деловой активности, либо на экономический рост и стабилизацию может быть нацелена государственная фискальная политика, определяемая, в свою очередь, действиями государства и в области направлений и объема государственных расходов, и в области получения государственных доходов.
Использование, для обеспечения стабильного уровня цен и полной занятости, для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, кредитно-денежных и фискальных мер предполагает политика стабилизации.
Реализацию мер для увеличения ВВП понимают под политикой экономического роста.
Осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем, следует понимать под политикой ограничения. Кроме того, необходимо учитывать, что основанная на увеличении дефицита бюджета, снижении налогов и росте государственных расходов может осуществляться стимулирующая фискальная политика при экономическом спаде.
Нацеленная на увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо, на уменьшение государственных расходов ограничительная фискальная политика проводится в условиях вызванной избыточным спросом инфляции.
Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.
Денежная эмиссия или займы являются способами покрытия дефицита бюджета. При этом, необходимо учитывать, что повышение равновесной величины процентной ставки, существенное увеличение спроса на деньги являются следствием выпуска государственных ценных бумаг, как результата осуществления займов. Вместе с тем, к сокращению инвестиций приводит конкуренция на денежном рынке государственных ценных бумаг, т.к. с ростом процентных ставок уменьшается величина инвестиций[4].
Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов.
В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. В случае если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.
Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогообложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.