Введение
Глава 1. Создание Ялтинско - Потсдамской системы миропорядка
1.1 СССР на Ялтинской конференции: позиции сторон
1.2 СССР на Потсдамской конференции: позиции сторон
Глава 2. Ход происходящих событий на конференциях
2.1 План по созданию послевоенного миропорядка и позиция США и Великобритании
2.2 План по созданию послевоенного миропорядка: позиция СССР
Глава 3. Итоги Ялтинско – Потсдамской системы послевоенного миропорядка
3.1 Образование ООН и современные системы международной политики
3.2 Последствия раскола союза стран антигитлеровской коалиции
Заключение
Список использованных источников и литературы
В конце Второй мировой войны была сформирована Ялтинско-Потсдамская система миропорядка. На конференциях лидеров «большой тройки» в Ялте и Потсдаме были согласованы базовые подходы союзников по антигитлеровской коалиции к послевоенному мироустройству. Их видение путей достижения устойчивого мира, международной безопасности и обеспечение необходимого для этого сотрудничества в той их части, которая не встречала категоричного отрицания партнеров по коалиции, вылилось в основополагающие решения, определявшие параметры переустройства всего мира и принципы послевоенной системы международных отношений. С этой точки зрения документы, принятые в Ялте и Потсдаме, представляли собой не просто диктат победителей, но и их попытку учесть причины, вызвавшие Вторую мировую войну, а также то новое соотношение сил, которая несла с собой Великая Победа.
Роль СССР в формировании послевоенный системы миропорядка значительна. Именно благодаря ее усилиям были сформированы важные стратегические и концептуальные аспекты международной системы, которые имеют место и актуальны на современном историческом этапе.
Вследствие выше обозначенного, представленная тематика является актуальной и научнозначиомй для исследования.
Целью данной работы является попытка рассмотрения роли СССР в формировании послевоенного миропорядка – Ялтинско-Потсдамской системы.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть позицию СССР по ряду вопросов на Ялтинской конференции;
охарактеризовать позицию Советского Союза по вопросам, которые были рассмотрены на Потсдамской конференции;
выделить основные аспекты плана по созданию послевоенного миропорядка и отразить отношения США и Великобритании по данному вопросу;
обозначить план по созданию послевоенного миропорядка СССР;
рассмотреть образование ООН и современные системы международной политики;
выделить последствия раскола союза стран антигитлеровской коалиции.
Объектом исследования является роль СССР в формировании послевоенного миропорядка.
Предмет исследования – события, явления, процессы, концептуальные положения, мировоззренческая позиция, которые определяют роль СССР в формировании послевоенного миропорядка.
Источниковая база исследования достаточна разнообразна. К источникам относится дипломатическая переписка, воспоминания, мемуары политических и государственных деятелей (Громыко, Черчилля, Рузвельта, Сталина, дипломатических представителей и послов СССР и др.).
Данные документы являются значимым материалом для исследования, поскольку содержат много ценной информации, порой озвученной в личных беседах, не опубликованной, но, тем не менее, имеющей большое историческое значение для современных исследователей.
Кроме этого большой информативностью отличаются материалы и документы, полученные по итогам Ялтинской и Потсдамской конференций.
Не менее интересными источниковедческими материалами являются концептуальные и нормативные документы: основные положения «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла», материал директив Совета национальной безопасности США и т.д. Дополняет источниковедческую базу Устав ООН, являющийся важным источником по изучаемой проблематике.
Многие из выше обозначенных источников опубликованы и доступны для исследования, некоторые доступны только в Архиве внешней политики Российской Федерации. Сохранилась и «закрытая» часть документов, которую еще предстоит изучить будущим поколениям исследователей.
Историография. Данную тематику, как правило, рассматривают в рамках изучения развития советско-американских отношений, проблем «холодной войны», вопросов послевоенного мирного урегулирования. Поскольку изучаемая проблематика представлена огромным массивом исследовательских работ, в данном труде акцентируем внимание только на некоторых из них.
Проблеме формирования Ялтинско - Потсдамской системе миропорядка посвящены работы: Юрченко С.В. «Ялтинская конференция 1945 г: принципы переговоров, значение и уроки», Яковлева Н. Н. «Франклин Д. Рузвельт и американо-советское сотрудничество 1941 - 1945 гг.», Высоцкого В.Н. «Мероприятие «Терминал». Потсдам, 1945 года», Киссинджера Г. «Дипломатия», Клеменса Д. « Ялта», Клепацкого Л., Романова В. «В Ялте три мировых лидера говорили о недопустимости нового раскола в Европе» и др.
Историю создания ООН рассматривают труды: Барышева А.П. «Мировая политика и Организация Объединенных Наций. 1945—2009.», Крылова С.Б. «История создания Организации Объединенных Наций», Соколова А.В. «СССР и США в ООН» и др.
Проблема «холодной войны» отражена в исследованиях: Корниенко Г.М. «Холодная война»: истоки, причины и последствия», Рукавишникова В.О. «Холодная война, холодный мир: общественное мнение в США и Европе о СССР», Тарасенко В.А. «Атомные проблемы во внешней политике США (1945-1949 гг.)», Филитова А. М. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе», Эдельмана Дж. Р. «Прелюдия «холодной войны»: к истории советско-американских отношения» и др.
Несомненно, изучение роли СССР в формирование послевоенного миропорядка будет продолжаться. Анализ уже накопленного опыта и знаний, новые мировоззренческие позиции по данной проблеме позволят в ближайшем будущем сформировать иные подходы и теории.
ГЛАВА 1. Создание Ялтинско-Потсдамской системы миропорядка
1.1 СССР на Ялтинской конференции: позиции сторон
Ялта как место, где были выработаны основы нового мирового порядка, складывавшегося в результате Второй мировой войны, стоит в одном ряду с такими городами, как Мюнстер (Вестфалия), где в середине XVII в. подводили итоги Тридцатилетней войны и закладывали основы Вестфальской системы международных отношений; как Вена, где были подведены итоги изменений в Европе и мире рубежа XVIII-XIX вв.; как Париж и Вашингтон, где по окончании Первой мировой войны создавали новую мировую систему - Версальско-Вашингтонскую. При этом встреча «большой тройки» в Ялте в 1945 г. была не итоговой мирной конференцией, а конференцией войны и победы в войне, что, несомненно, наложило отпечаток на принимаемые решения и конфигурацию «Ялтинской», или «Ялтинско-Потсдамской», системы международных отношений[1].
Проходившая с 7 по 11 февраля 1945 г. Ялтинская конференция заняла важное место в дипломатической истории второй мировой войны[2]
Коммюнике конференции началось разделом «Разгром Германии». В нем было заявлено, что «нацистская Германия обречена», а «германский народ, пытаясь продолжать свое безнадежное сопротивление, лишь делает тяжелее цену своего поражения», для скорейшего достижения которого союзные державы соединили военные усилия, обменялись информацией, полностью согласовали и детально спланировали «сроки, размеры и координацию новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга»[3].
Стороны договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции Германии: зонах оккупации; координированном управлении и контроле через специальный орган в составе главнокомандующих трех держав с местом пребывания в Берлине; предоставлении Франции, «если она этого пожелает», зоны оккупации и места в контрольном органе. Державы антигитлеровской коалиции заявили, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира»[4]. Для этого был предусмотрен целый комплекс мер, «включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии», а также взимание репараций, размеры и способы выплаты которых должна была определить специальная комиссия в Москве[5].
Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать всеобщую международную организацию, а для подготовки ее Устава 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско созывалась конференция Объединенных Наций. При этом было декларировано, что в Совете Безопасности этой организации будет действовать принцип единогласия постоянных членов, а США и Великобритания поддержат предложение о допуске к первоначальному членству в организации Украинской ССР и Белорусской ССР.
В «Декларации об освобожденной Европе» союзники провозгласили «согласование политики трех держав и совместные их действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами»[6].
По сложному польскому вопросу стороны договорились реорганизовать Временное правительство Польши «на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы»[7]. Восточная граница государства была определена по «линии Керзона» с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши, а на севере и западе она должна была получить «существенные приращения территории».
По вопросу о Югославии союзники предложили образовать Временное объединенное правительство из представителей Национального комитета освобождения Югославии и королевского правительства в эмиграции, а также Временный парламент.
На конференции было принято решение о создании постоянного механизма для консультаций между тремя министрами иностранных дел, совещания которых планировали проводить каждые три-четыре месяца[8].
В соответствии с соглашением, подписанным лидерами трех стран, СССР взял обязательство вступить в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе при условии сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики); восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г. (возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к ней островов); интернационализации торгового порта Дайрен с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза (при этом имелось в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет); передачи Советскому Союзу Курильских островов. СССР выразил готовность заключить с Китаем «пакт о дружбе и союзе... для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига»[9].