ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА ОБЪЕДИНЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЗЕМЕЛЬ
2.1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
2.2 ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА III И ВАСИЛИЯ III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Настоящая курсовая работа посвящена анализу роли, отведённой церкви при объединении и централизации Московского государства.
Православие является одной из традиционных конфессий России. Оно имеет долгую историю, которая началась с Крещения Руси в 988 году. В последующие годы РПЦ завоевала господствующие позиции в религиозной жизни страны, который не ослаб с ее разделением на удельные княжества. В эпоху, последовавшую за возвышением Москвы и освобождением от ордынского владычества, уверенно рос моральный авторитет церкви и ее материальное благосостояние. Став после падения Византии единственным независимым православным государством, Московская Русь получила патриарший престол. Между тем, взаимоотношения церкви с государственной властью не всегда складывались гладко, и ее история полна драматизма и вместе с тем наполнена глубоким духовным содержанием. Среди деятелей Русской православной церкви всех исторических эпох можно найти много примеров подвижничества, героизма и подвига во имя Родины, как в деле объединения страны и борьбе с монголо-татарскими захватчиками, так и во время опричного террора и Смутного времени.
Период объединения русских земель вокруг Москвы в истории становления Русского централизованного государства стал предметом изучения многих историков, таких как Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, Н.В. Бочкарев и др., однако до настоящего времени мало внимания уделялось значению Православный церкви в объединении и централизации Московских земель, что обуславливает невысокую степень изученности проблемы.
Недостаточность теоретической разработанности проблемы и отсутствие специальных исследований по теме взаимодействия русского государства и церкви свидетельствуют о значимости настоящей работы и определяют её актуальность.
Объектом данного исследования выступает история объединения русских земель вокруг Московского государства. Предметом анализа является влияние церкви на становление Русского централизованного государства.
Настоящее исследование ограничено хронологическими рамками, включающими в себя период XV-XVI вв., время создания и становления Русского централизованного государства. Что касается географических границ нашей работы, исследование охватывает русские земли в период Средневековья, объединённые впоследствии вокруг Москвы, также упомянуты страны, сыгравшие значимую роль в становлении Русского государства.
Цель работы заключается в анализе роли, отведённой церкви при объединении и централизации Московского государства.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- выявить причины и предпосылки образования Русского централизованного государства;
- проследить этапы становления Московского государства;
- проанализировать роль, которую сыграла церковь в объединении русских земель во времена правления Ивана III и Василия III.
Методологическую основу исследования составляют культурно-исторический подход, основанный на историко-генетическом и историко-типологическом методах исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего научную литературу.
Во введении определяется степень изученности, актуальность, объект, предмет, хронологические и географические рамки, цели, задачи исследования, перечисляются методы анализа и предлагается краткий обзор структуры работы.
В первой главе даётся характеристика причин и предпосылок, предшествовавших объединению русских земель вокруг Москвы.
Во второй главе раскрываются этапы становления Московского государства, а также уделяется пристальное внимание роли церкви в периоды правления Ивана III и Василия III.
В заключении формулируются выводы исследования.
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
В результате того, что власть в Киеве стала значительно слабее, а также на фоне многочисленных междоусобных войн, Руси было необходимо объединиться. Лишь цельному государство можно было бороться с нападениями захватчиков, чтобы избавиться, наконец, от татаро-монгольского ига. Процесс объединения Руси отличался отсутствием определённого центра правления, в результате чего власть была рассредоточена по всей русской территории.
В начале XIII века сразу несколько русских городов претендовали на роль новой столицы Руси. Она могла объединиться вокруг Москвы, Твери или Переяславля. Это объясняется наличием у городов свойств, присущих столице:
- выгодная географическая позиция, удалённость от границ, подвергавшихся захватническим налётам;
- возможность активной торговли, обусловленная пересечением больше чем одного торгового пути;
- влиятельность местных князей, каждый из которых принадлежал к Владимирской княжеской династии.
Иными словами, каждый из трёх городов имел возможность стать столицей, их шансы были примерно равно, тем не менее, разумная политика Московских князей обусловила захват власти Москвой, за которым последовало последовательное укрепление её политической власти. Таким образом, центром нового зарождающегося государства стало именно Московское княжество.
XIV-XV века – это период возрастания сил производства в сфере сельского хозяйства. Подсечной земледельческой системой пользовались главным образом на севере Руси. Центр и южные районы предпочитали паровую двухпольную и трёхпольную системы, ставшие популярными в течение XIV-XV вв., которым значительно уступали и подсека, и перелог.
Ввиду невысокой степени развитости сельскохозяйственной техники в целом, которой характеризовалось феодальное время, в XIV-XV вв. произошло расширение использования плугов и сох, имевших железные наконечники («сошники» и «лемехи»). С их помощью поднимали и взрыхляли землю. Зерно предпочитали молоть при помощи водяных мельниц. Немаловажное значение для сельского хозяйства имели садоводство и огородничество.
Также большое значение для сельского хозяйства имело скотоводство. Пашенное земледелие предполагало пользование скотом, поскольку скот требовался для проведения сельскохозяйственных работ и работ с почвой. Среди промыслов были популярны рыболовство и охота. Также развивалось бортничество – промысел, состоящий в добыче мёда диких пчёл, в результате чего в XIV-XV вв. развитие получило пасечное пчеловодство.
ВXIV-XV вв. значительные земельные участки принадлежали светским и церковным феодалам. Немаловажной характеристикой феодального хозяйства служила разрозненность обособленных земельных участков и присутствие внутри них чересполосицы. Феодальная вотчина (владение феодала, которое он мог передать по наследству или отчуждить), как правило, складывалась из ряда (временами находившихся в разных местах) деревень и сёл, включая прилегавшие к ним земли. Хозяйственные угодья включали в себя пашенную землю, луга, бортные промыслы, бобровые ловища, леса, промысловые и охотничьи участки и т.д. Учитывая власть оброчной структуры использования крестьян, значительная часть земельных угодий предоставлялась феодалами принадлежащим им крестьянам, а меньшая часть предназначалась для феодального хозяйства.