Введение
Глава 1. Политическое положение Древнерусских княжеств
1.1 Политическое положение
1.2 Политическое положение
1.3 Политические особенности Новгородской земли
Глава 2. Русская православная церковь в русских княжествах
Глава 3. Объективные причины влияния церкви на власть
Заключение
Список литературы
С отделением западной церкви от восточной совпало образование русской церкви среди русских славян, занимавших восточную половину Европы. Своё начало русская церковь в собственном смысле получила при святом Владимире и вполне уже устроилась при Ярославе.
Князь Владимир и его окружение, стремясь предотвратить распад единого государства, предприняли ряд мер идеологического характера. Он обратил свое внимание на христианство – монотеистическую религию, в которой главное место занимала идея централизации.
Около 988 года Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, имело большое международное значение и сыграло значительную роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, которого назначал константинопольский патриарх. Население должно было платить налог в пользу церкви – «десятину» (десятая часть дохода).
Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, погибшие в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Владимира. На киевском престоле утвердился старший сын Владимира Святополк, получивший за убийство братьев прозвище «окаянный».
Актуальность данной темы заключается в том, что церковь была неотъемлемой частью жизни на Руси. В наше время церковь не имеет такую власть, как это было около тысячи лет назад.
В данной работе главными объектами исследования выбраны Древнерусские княжества, русская православная церковь в тот период.
Цель работы: раскрыть роль церкви в формировании институтов государственного управления домонгольской России.
Задачи: рассмотреть политическое положение Древнерусских княжеств, русскую православную церковь в русских княжествах, объективные причины влияния церкви на княжескую власть.
Для написания данной работы использованы различные труды историков, их характеристики о положении церкви в общем в то время.
С отделением западной церкви от восточной совпало образование русской церкви среди русских славян, занимавших восточную половину Европы. Своё начало русская церковь в собственном смысле получила при святом Владимире и вполне уже устроилась при Ярославе.
Князь Владимир и его окружение, стремясь предотвратить распад единого государства, предприняли ряд мер идеологического характера. Он обратил свое внимание на христианство – монотеистическую религию, в которой главное место занимала идея централизации.
Около 988 года Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, имело большое международное значение и сыграло значительную роль в развитии русской культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, которого назначал константинопольский патриарх. Население должно было платить налог в пользу церкви – «десятину» (десятая часть дохода).
Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб, погибшие в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Владимира. На киевском престоле утвердился старший сын Владимира Святополк, получивший за убийство братьев прозвище «окаянный».
Актуальность данной темы заключается в том, что церковь была неотъемлемой частью жизни на Руси. В наше время церковь не имеет такую власть, как это было около тысячи лет назад.
В данной работе главными объектами исследования выбраны Древнерусские княжества, русская православная церковь в тот период.
Цель работы: раскрыть роль церкви в формировании институтов государственного управления домонгольской России.
Задачи: рассмотреть политическое положение Древнерусских княжеств, русскую православную церковь в русских княжествах, объективные причины влияния церкви на княжескую власть.
Для написания данной работы использованы различные труды историков, их характеристики о положении церкви в общем в то время.
Глава 1. Политическое положение Древнерусских княжеств
Младшему сыну Владимира – Ярославу, княжившему в Новгороде, удалось разгромить и изгнать за пределы Руси Святополка Окаянного. Ярославу Мудрому (1019 – 1054) удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Вырос международный авторитет Руси, широко велось строительство, работы по обучению грамоте. С именем Ярослава Мудрого традиции связывают составление «Русской правды» - сложного юридического памятника, опиравшегося на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Многие статьи и разделы этого документа были приняты уже после смерти Ярослава. Законы разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины.
После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод, некоторое время действовавшие сообща, рассорились между собой. В 1070-е годы вспыхнула междоусобная борьба, осложнившаяся постоянным вмешательством внешней силы – кочевников-половцев. Изяслав был убит в сражении, киевским князем стал Всеволод, а после его смерти – Святополк. С 1113 года киевским князем становится Владимир Мономах, которому, как и его сыну, Мстиславу (1125-1132), не удается сдержать распад единого государства.[1]
В 1097 году на съезде в городе Любече окончательно оформился распад суперсоюза восточных славян на отдельные города-государства, из которых наиболее крупными стали Галицко-Волынская Русь, Ростово-Суздальская Русь и Новгородские земли.[2]
Возникшая во второй половине ХХ в. и ставшая в XI в. нормой практика раздачи правителями Древнерусского государства (великими киевскими князьями) земель в условное держание своим сыновьям и другим родственникам привела во второй четверти XII в. к его фактическому распаду. Условные держатели стремились, с одной стороны, превратить свои условные держания в безусловные и добиться экономической и политической самостоятельности от центра, а с другой, подчинив местную знать, установить полный контроль над своими владениями. Во всех регионах (за исключением Новгородской земли, где по сути дела утвердился республиканский режим, и княжеская власть приобрела военно-служебный характер) князьям из дома Рюриковичей удалось стать суверенными государями, обладающими высшими законодательными, исполнительными и судебными функциями. Они опирались на аппарат управления, члены которого составляли особое служилое сословие: за свою службу они получали или часть доходов от эксплуатации подвластной территории (кормление), или земли в держание. Главные вассалы князя (бояре) вместе с верхами местного духовенства образовывали при нем совещательно-консультативный орган – боярскую думу. Князь считался верховным собственником всех земель в княжестве: часть их принадлежала ему на правах личного владения (домен), а остальными он распоряжался как правитель территории; они делились на домениальные владения церкви и условные держания бояр и их вассалов (слуг боярских).
Социально-политическая структура Руси в эпоху раздробленности основывалась на сложной системе сюзеренитета и вассалитета (феодальная лестница). Феодальную иерархию возглавлял великий князь (до середины XII в. владетель киевского стола, позже этот статус приобрели владимиро-суздальские и галицко-волынские князья). Ниже стояли правители крупных княжеств (Черниговского, Переяславского, Турово-Пинского, Полоцкого, Ростово-Суздальского, Владимиро-Волынского, Галицкого, Муромо-Рязанского, Смоленского), еще ниже – владетели уделов внутри каждого из этих княжеств. На самой низшей ступени находилась нетитулованная служилая знать (бояре и их вассалы).
С середины XI в. начался процесс распада крупных княжеств, ранее всего затронувший самые развитые земледельческие районы (Киевщина, Черниговщина). Особо интенсивным дробление было в Киевском, Черниговском, Полоцком, Турово-Пинском и Муромо-Рязанском княжествах. В меньшей степени оно коснулось Смоленской земли, а в Галицко-Волынском и Ростово-Суздальском (Владимирском) княжествах периоды распада чередовались с периодами временного объединения уделов под властью «старшего» владетеля. Только Новгородская земля на протяжении всей своей истории продолжала сохранять политическую целостность.
В условиях феодальной раздробленности большое значение приобрели общерусские и региональные княжеские съезды, на которых решались внутри- и внешнеполитические вопросы (межкняжеские распри, борьба с внешними врагами). Однако они не стали постоянным, регулярно действующим политическим институтом и не смогли затормозить процесс диссипации.[3]