ВВЕДЕНИЕ
1.1. Понятие валового дохода, чистого дохода, прибыли и рентабельности
1.2. Задачи статистики доходов и рентабельности, формы статистической отчетности, показатели, приемы анализа
1.3. Обзор литературы по проблемам экономической эффективности аграрного производства
2. Практическая часть
Задание 1.
По исходным данным таблицы 24.1.
Таблица 24.1 - Основные показатели деятельности сельского хозяйства
№
п/п
|
Выручено за продукцию сельского хозяйства, млн. руб.
|
Полная себестоимость продукции сельского хозяйства, млн. руб.
|
Численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел
|
Индексы производства продукции сельского хозяйства (в постоянных ценах), %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
100867
|
93028
|
131
|
100,0
|
2
|
27134
|
26216
|
71
|
94,7
|
3
|
19282
|
18127
|
52
|
79,5
|
4
|
69305
|
6805
|
163
|
72,9
|
5
|
10693
|
10699
|
33
|
91,5
|
6
|
21576
|
21624
|
41
|
92,6
|
7
|
13607
|
13520
|
36
|
89,1
|
8
|
40496
|
40184
|
102
|
80,0
|
9
|
35710
|
36615
|
67
|
78,3
|
10
|
78148
|
73360
|
114
|
84,1
|
11
|
27312
|
26746
|
69
|
85,0
|
12
|
26774
|
25622
|
50
|
74,3
|
13
|
15117
|
14876
|
58
|
92,3
|
14
|
36950
|
36182
|
119
|
73,0
|
15
|
18145
|
17550
|
67
|
93,5
|
16
|
26271
|
26100
|
55
|
77,5
|
17
|
18568
|
17973
|
53
|
92,7
|
18
|
9778
|
9640
|
50
|
97,8
|
19
|
21038
|
20399
|
62
|
92,5
|
20
|
16717
|
16645
|
39
|
110,1
|
21
|
51361
|
48432
|
90
|
112,6
|
22
|
2939
|
2964
|
16
|
97,7
|
23
|
15317
|
15080
|
32
|
125,8
|
24
|
10528
|
10369
|
55
|
110,8
|
Задача 2.
Имеются данные по категориям хозяйств (табл. 24.1).
Определите: 1) индекс Салаи для характеристики изменения структуры продукции; 2) коэффициент Гатева для характеристики изменения структуры посевов; 3) постойте графики относительных величин дифференциации за каждый период.
Таблица 24.1 - Структура продукции сельского хозяйства и посевных показателей по категориям хозяйств
Категории хозяйств
|
Структура валовой продукции, %
|
Структура посевных площадей, %
|
Базисный год
|
Отчетный год
|
Базисный год
|
Отчетный год
|
Сельскохозяйственные организации
|
40,7
|
45,2
|
85,1
|
88,1
|
Хозяйства населения
|
56,7
|
51,9
|
9,3
|
7,9
|
Крестьянские (фермерские хозяйства)
|
2,6
|
2,9
|
5,6
|
4,0
|
Хозяйства всех категорий
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Сделайте выводы.
Задание 3.
По исходным данным задания 1:
- Постройте по уравнению прямой регрессионную модель зависимости между факторными (индекс производства продукции сельского хозяйства; стоимость продукции сельского хозяйства на одного работника занятого в сельскохозяйственном производстве) и результативным ( окупаемость затрат) признаками;
- Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов множественной корреляции, частных коэффициентов корреляции и детерминации;
- Выявите влияние каждого факторного признака в общем изменении результативного признака с использованием коэффициента эластичности и бета – коэффициент;
- Сделайте выводы по результатам выполненного задания.
Задание 4.
Имеются данные по одному региону РФ (табл. 24.3).
Таблица 24.3 – Окупаемость затрат в сельском хозяйстве
Годы
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Руб/руб
|
1,203
|
1,239
|
1,416
|
1,536
|
1,422
|
1,327
|
1,512
|
1,330
|
1,342
|
1,341
|
- Проведите сглаживание уровня ряда динамики механическими методами (методы укрупнения интервалов и скользящей средней) с заданным интервалом;
- Проведите анализ трендовой модели методом аналитического выравнивания по уравнениям прямой и параболы и установите наиболее приемлемую линию для выравнивания ряда динамики;
- Сделайте выводы по результатам расчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
На сегодняшний день в условиях переходной экономики государства к рыночным отношениям особенно имеет важное значение прибыль.
Предприятие любой формы собственности, получившее финансовую самостоятельность и независимость, может для себя решить, на что она потратит полученную прибыль, которая осталась после налогообложения.
В своей деятельности организация ориентирована на финансовый результат, то есть на прибыль, которая является достижением необходимой рентабельности продукции (работ, услуг).
В организации предпринимательской деятельности организация производят расчет нескольких видов рентабельности: рентабельности продаж; рентабельности организации; рентабельности активов; рентабельности основного капитала; рентабельности собственного капитала.
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение.
Актуальность данной темы состоит в том, что на основе данных показателей прибыли и рентабельности предприятия можно составить полную картину эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Выбор темы основывается на том, что при трудоустройстве и дальнейшей трудовой деятельности более глубокое понимание функционирования и структурной схемы работы сельско-хозяйственного предприятия, занимающегося животноводством и др. видами деятельности.
Цель курсовой работы заключается в проведении статистико-экономического анализа прибыли и рентабельности продукции сельского хозяйства.
При написании курсовой работы мной были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы понятий прибыль и рентабельность предприятия, занимающееся продукцией животноводства
Предметом курсовой работы является – статистико-экономический анализ прибыли и рентабельности продукции сельского хозяйства.
При написании курсовой использовались следующие методы исследования: экономико-статистический, группировок, сравнительный, дисперсионный и корреляционный анализы, метод синтеза, метод анализа, экономико-математические.
1. Теоретические основы вопроса
1.1. Понятие валового дохода, чистого дохода, прибыли и рентабельности
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.
Валовой доход предприятия - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Валовой доход предприятия в общеэкономическом смысле - это выручка от реализации продукции вместе с различными доходами, получаемыми помимо основной деятельности. Следовательно, валовой доход предприятия представляет собой общую сумму выручки от реализации продукции за минусом покупной стоимости товаров, а также доходов от других хозяйственных операций, непосредственно не связанных с продажей товаров.
Валовой доход - источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли предприятия - не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торгового предприятия.
Анализ валового дохода предполагает:
- изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
- оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;
- использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
- выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
- определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
- изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.
Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый.
Чистый доход предприятия - это годовая прибыль предприятия плюс амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам (если нематериальные активы учитываются в расчетах). При этом прибыль предприятия определяется по отчету о финансовых результатах следующим образом.
- Выручка (нетто) от реализации товаров (продукции, работ, услуг) за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
Минус себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг).
Минус коммерческие расходы.
Минус управленческие расходы.
Итого: прибыль от реализации продукции (услуг)
Плюс проценты к получению.
Минус проценты к уплате.
Плюс доходы от участия в других организациях.
Плюс прочие операционные доходы.
Минус прочие операционные расходы
Итого: Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Плюс прочие внереализационные доходы.
Минус прочие внереализационные расходы.
Итого: годовая валовая прибыль.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
- в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
- используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
- выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
На основании вышеизложенного понятие прибыли в обобщённом виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».