ВВЕДЕНИЕ
1 ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1.1 Отмена языческой религии и распространение христианства в Восточной Руси
1.2 Археологические свидетельства христианизации
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА ЖИЗНЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Изобразительное искусство
2.2 Зодчество
2.3 Письменность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший историческую судьбу Российского государства, да и не только его, а можно сказать, всей мировой истории. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Он отделил Русь от Востока и от тех вариантов культурной эволюции, которые связаны с буддизмом, индуизмом, мусульманством.
Можно сейчас только высказывать предположения о том, каким стал бы русский народ и его культура, как сложилась бы история Европы и Азии, если бы Владимир поступил иначе. Но, во всяком случае, сегодня мы жили бы в мире, очень непохожим на нынешний. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Благодаря этому Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада. Если бы Киевская Русь не приняла православие, то вряд ли вообще смогла бы возникнуть Россия как большое независимое государство, и трудно даже представить себе, что происходило бы ныне на ее территории.
До сих пор ученые не имеют единого мнения о прародине славян, когда образовались древние славянские города, а также каким было хозяйство древних славян.
Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточняться на основе разнообразных археологических и лингвистических источников, а также письменных памятников. По истории России написано много научных работ зарубежными и русскими историками. Среди наших соотечественников исключительное место занимают историки Н.М. Карамзин (1766-1826), С.М. Соловьев (1820-1879), В.О.Ключевский (1841-1911), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др. В советский период истории России посвятили свои труды такие известные ученые, как Б.Д. Греков (1882-1953), Б.А. Рыбаков (р. 1908), Л.Н. Гумилев (1912-1993).
Цель работы – изучить принятие христианства и его воздействие на политико-правовую жизнь древнерусского государства. Именно в этот период с Крещением Руси в 988 г. в нашу страну вместе с православием приходят богатые культурные традиции Византии, которая была тогда лидером европейской цивилизации. На Руси стала распространяться славянская письменность, появились книги и монастырские библиотеки, при монастырях создавались школы, возникло историческое «летописание», расцветало церковное зодчество и храмовая живопись, был принят первый правовой кодекс — «Русская Правда». Началась эра развития просвещения и учености.
В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать отмену языческой религии и распространение христианства в Восточной Руси;
- рассмотреть археологические свидетельства христианизации;
- проанализировать влияние христианства на жизнь древнерусского государства.
Предмет исследования – теория государства и права. Объект исследования - принятие христианства и его воздействие на политико-правовую жизнь древнерусского государства. В работе применяются теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы и документов, анализ статистического материала, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1.1 Отмена языческой религии и распространение христианства в Восточной Руси
Формирование государственности восточных славян, происходившее в 9-10 вв. свидетельствовало о начале нового этапа общественного развития. В конце 10 века возникла необходимость в замене языческой религии на религию более подходящую для господствующего класса. Языческая религия, которую исповедовали покорённые племена, постоянно толкала их на борьбу с завоевателями. Восстания радимичей и вятичей показали, что язычество не только не является опорой великокняжеской власти, но, напротив сильно мешает утверждению в стране отношений господства и подчинения. Появление государственной власти, выделение княжеских династий вошло в противоречие с первобытным демократизмом язычества.
В 980 г. при Владимире Святославиче предпринимается попытка приспособить языческие верования к новым условиям. Владимир установил культ шести наиболее почитаемых у славян богов во главе с Перуном. Но эта языческая реформа не была принята народом и закончилась провалом. Если реформировать язычество оказалось невозможным, оставалось заменить его другой религией, которая бы отвечала интересам классового общества. В качестве новой религии Владимир выбрал христианство византийского образца. Если языческая религия стимулировала неповиновение феодальной власти и толкала славян на борьбу за вольности, то христианское вероучение, напротив, проповедовало, что всякая власть от Бога, призывало к смирению и подчинению, к строгим правилам поведения.
Регион Восточного Полесья, или территория современной Гомельской области, в конце X- XII веках был заселён в основном двумя славянскими этническими общностями или «племенами». К западу от Днепра жили дреговичи, к востоку - радимичи. На крайнем юге региона (территория современных Брагинского, Хойникского, Лоевского и, возможно, соседних территорий) жили поляне. На основе дреговичских земель сформировалось Туровское княжество, которое в середине 12 века отделилось от Киева. Радимичские земли в 11 веке вошли в состав Черниговского княжества, их северная часть в начале 12 века отошла к Смоленскому княжеству. Земли полян подчинялись непосредственно Киеву. На территории Гомельской области по письменным и археологическим данным в 10-12 вв. известны следующие города: Туров, Мозырь, Брагин, Речица, Рогачёв, Гомель, Чечерск, Межимосте (предположительно находился на месте деревни Юровичи Калинковичского района). Важнейшим городом на территории современной Гомельщины как по своему статусу, так, видимо, и по размерам, был Туров.
После официального принятия христианства около 988 г. и крещения киевлян Владимир разослал на княжение по главным городам Руси своих сыновей. В Туров он послал Святополка. В обязанности князя, помимо всего прочего, должно было входить распространение новой религии. В конце 10 или в самом начале 11 вв. в Турове была основана православная епархия, одна из первых на Руси. В Киево - Печёрском патерике сообщается об основании Туровской епархии в 1005 г. и приводится грамота, которая дана от имени князя Владимира с перечнем городов, которые входили в Туровскую епархию. Первым епископом назван Фома. В Турове до настоящего времени сохранились кресты, предание о которых рассказывает, будто бы они сами когда-то приплыли вверх по Припяти, остановились против города, и вода в реке покраснела от крови. Этой легенда наводит на мысль, что крещение Турова было связано с каким-то кровопролитием. Возможно, местные жители оказали сопротивление Святополку и насильственному крещению. Или кровопролитие было связано с убийством летописного основателя города князя Тура, который княжил в Турове до Святополка. Косвенно это может подтвердить предание о том, что после Тура князем был Владыка. Как известно, владыка- это титул епископа и это подтверждает то, что в Турове после 988 г. была основана епископская кафедра. Представление народа о владыке как князе могло сложиться потому, что Святополк в то время был ещё малолетним (10-12 лет) и его мог опекать епископ- владыка, который правил от имени князя и распространял христианскую веру. Во время княжения Святополка (988-1015 гг.) в Турове и городах Туровской земли появляются первые деревянные храмы. Часто они строились на месте древних языческих капищ. По археологическим данным известно, что каменная туровская церковь находилась на месте языческого святилища. В 11-13 вв. Туров был культурным и религиозным центром обширной территории - Туровской земли. Уже в 11 веке здесь ведётся переписка церковных книг (об этом свидетельствует находка пергаментного Туровского Евангелия), распространяется грамотность, христианская культура.
Сравнительно быстрому распространению христианства в Туровской земле (например, по сравнению с соседней Полоцкой землёй) способствовало раннее возникновение в Турове епископской кафедры, географическая близость от Киева и длительная политическая зависимость от него (до середины 12 в.). О степени влияния христианства свидетельствуют и данные археологии. В городах при раскопках встречались довольно многочисленные находки металлических, каменных и янтарных крестиков 11-13 вв. В Турове найден крест - энколпион и свинцовые иконки-вставки от напрестольного креста. В то же время в материальной культуре городов Туровской земли встречаются предметы, связанные с языческим культом. Например, языческие амулеты в виде топорика, просверленных клыков кабана и медведя, которые датируются 12-14 вв. Но эти предметы сравнительно малочисленны. В городах в 11 веке, видимо, происходит замена курганного погребального обряда на христианский бескурганный обряд.
1. Горяйнов С.Г. История России 9-13 вв. - Ростов-на-Дону, 2011. – 490 с.
2. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны. - М., 2010. – 514 с.
3. Карташев А.А. Очерки истории русской церкви. - М., 1991. – 632 с.
4. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. - М., 2007. – 462 с.
5. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. - СПб, 2008. – 489 с.
6. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Как была крещена Русь. – СПб: Питер, 2009. – 332 с.
7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2009. – 296 с.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2010. – 355 с.
9. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца 17 века. - М., 2011. – 401 с.
10. Седова М.В. Восточные славяне в 6-13 вв. - М., 2008. – 469 с.
11. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 2010. – 511 с.
12. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. -СПб., 2010. – 375 с.