Практика реализации бизнес проектов показывает, что без четко разработанного плана невозможно достичь поставленных целей и выполнить предполагаемые планы. Так как более масштабно и скоротечно развиваются предприятия малого бизнеса, самое успешное решение проблем, связанных со становлением предпринимательской деятельности во многом зависит от качества разработки бизнес-планов. Но, к сожалению по факту видно, что не все планы выполняется и не все бизнес планирования реализуются в полной мере.
Многие теоретические и практические вопросы разработки бизнес-процессов освещены в работах отечественных и зарубежных авторов (Акуленок Д.Н., Блэквелл Э., Грибалев Н.П., Коссов В.В., Липсиц И.В.,Маниловский Р.Г., Пелих A.C., Попов В.М., Сергеев А. А., Уткин Э.А, Хейзелгрен Б., Циферблат Л.Ф.,Черняк В.З. и др.) Однако в большинстве работ наибольшее внимание уделяется структуре бизнес-планов и экономическим вопросам, в значительно меньшей степени освещены маркетинговые аспекты и практически, не представлены организационные аспекты.
Цель курсовой работы – разработать проекта создания малого предприятия ООО «Natali tours» и управления организационными процессами в рамках организационной структуры.
Объект исследования – ООО «Natali tours».
Эмпирическая база исследования – ООО «Natali tours».
Предмет исследования – бизнес планирование создания малого предприятия в сфере туризма.
Основной целью работы создания малого предприятия в сфере туризма я.
Для достижения поставленной цели в рамках работы решены следующие задачи:
Разработан операционный план, в рамках которого построен прогноз объёма реализации туров на три года, определены ключевые партнёры и объём заработных плат сотрудников;
Разработан организационный план, описывающий организационную структуру компании, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, требования к сотрудникам при их наборе и т.д.;
Произведена оценка ожидаемых финансовых результатов компании;
Произведена оценка рисков, с которыми может столкнуться компания в процессе своей деятельности.
Разработка структуры бизнес-плана является неотъемлемой частью работы по написанию бизнес-плана и носит важный характер.
Объектом исследования выступает туристическая компания «Natali tours» планирует заниматься реализацией и продвижением туров на территории города.
Предметом исследования выступает разработка бизнес-плана расширения бизнеса.
В процессе написания бизнес-плана были использованы различные методы, среди которых системный, синергетический метод, экономико-математические и статистические методы.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам разработки стратегии управления предприятиями в рыночной экономике, а также стратегического и бизнес-планирования их деятельности.
Структура работы. Кратко изложить содержание глав работы. Курсовая работа выполнена на 35 страницах, состоит из введения, 2 главы, проиллюстрирована 2 рисунками, и 13 таблицами, содержит список литературы из 26 источников.
Глава 1. Теоретические основы создания предприятия в современных условиях
1.1. Определение организации, как организационно-правовой фирмы и ее признаки
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Для большей точности отмечу, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
Основная цель получение прибыли и распределение ее между участниками (так это регламентировано в статье 50 ГК РФ), то создаваемая вновь организация, естественно, будет коммерческой организацией. Однако, здесь очень много вариантов и от того какой из этих вариантов выбрать во многом зависит эффективность деятельности новой фирмы, и ее дальнейшее развитие[1].
Гражданский кодекс РФ определяет 4 основных вида организационно-правовых форм коммерческих организаций. Это хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Каждая из этих форм имеет свои особенности. К примеру, последние, то есть государственные и муниципальные унитарные предприятия, не имеют имущества в своей собственности, но пользуются государственным или муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Их учредителем является государство, а решение об их создании принимают, соответственно, специально уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления.
Свои специфические черты определенные как статьями 107-112 ГК РФ, так и соответствующим законом имеют и производственные кооперативы. Их особенностью является в первую очередь объединение личных трудовых, а так же и имущественных паевых вкладов и субсидарная (дополнительная) ответственность членов кооператива. Данная организационно-правовая форма в условиях современной экономической ситуации Российской Федерации получила определенное развитие по большей части в сельском хозяйстве (колхозы) и некоторых других отраслях (строительство, мелкое производство, сфера услуг)[2].
Хозяйственные товарищества, как полные товарищества (ПТ), так и товарищества на вере (ТНВ) c точки зрения теории гражданского права являются «объединениями лиц» в отличие от хозяйственных обществ, являющихся «объединениями капиталов», в связи с тем, что их складочный капитал не имеет такого значения как уставной капитал в хозяйственных обществах (хотя и не может быть нулевым).
Наиболее распространенными сейчас на территории Российской Федерации ОПФ коммерческого предприятия являются такие разновидности хозяйственных обществ как общество с ограниченной ответственностью (ООО), и открытое акционерное общество (ОАО). Их деятельность регламентируется статьями 87-106 ГК РФ, Федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», а также (для ОАО) законодательством РФ о ценных бумагах.
Общими чертами данных организационно-правовых форм является то, что, во-первых, они являются «объединением капиталов». Во-вторых, их уставной капитал разделен на доли учредителей (в ОАО – на определенное число акций). В-третьих, их участники (учредители, акционеры) имеют ограниченную ответственность, т.е. несут ответственность (риск) только в пределах своих вкладов в уставной капитал (или для ЗАО и ОАО – в пределах стоимости принадлежащих им акций)[3].
Уставной капитал ООО разделен на доли учредителей, сведения об участниках-учредителях и размерах их долей в уставном капитале ООО содержится в учредительном договоре ООО, который при регистрации ООО как предприятия вместе с уставом подается в ИФНС и хранится там. В случае если состав участников ООО или соотношение их долей меняется (при продаже или передаче долей от одного участника другому, при выходе одного или нескольких участников из ООО) необходимо внести соответствующие изменения в регистрационные документы [14, с. 198].
В акционерных обществах (ОАО) уставной капитал разделен на определенное число акций.
Таким образом, выбор организационно-правовой формы нового малого предприятия должен основываться на целом ряде факторов: размер предприятия и объем уставного (складочного) капитала, необходимость привлечения инвестиций, специфика производства (деятельности), взаимоотношения и степень доверия учредителей, наличие безусловного лидера и так далее. Анализ этих факторов при создании предприятия в значительной степени создаст предпосылки для его эффективного функционирования.
1.2. Сущность стартового бизнес-плана при создании предприятия
Планирование, бесспорно, необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке. Существует несколько подходов к разработке бизнес-плана. Между ними очень много общего, однако отдельные различия все-таки существуют[4].
На первое место в данном случае ставится определение личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план.
Замысел плана всегда нуждается в тщательном обосновании и проверке на осуществимость. С этой целью его разворачивают в систему частных стратегий: товарно-рыночную, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), систему развития потенциала и финансовую систему, которая реализуется на втором этапе планирования. Стратегия НИОКР является ведущей. Она выявляет и формирует комплекс разработок, наиболее актуальных для потребителя и соответствующих научно-техническому потенциалу предприятия[5].
По итогам разработки различных вариантов стратегии уточняются как ожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Эта информация поступает на вход финансовой стратегии, предназначенной для окончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров и форм привлечения заемных средств.
На третьем этапе формирования стратегического плана результатные данные по каналам обратной связи поступают на вход замысла плана с целью его корректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализа внешней среды, а также возможностей фирм оформляются в виде глобальной стратегии развития[6].
В целом можно сделать вывод, что перечисленные методики планирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматривают бизнес-планирование с разных сторон и выделяет различные этапы планирования в качестве основных.
Особую роль в формировании бизнес-плана играют планы маркетинга. Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах реализации проекта, благодаря которым можно рассчитывать на успех предприятия.
Планы маркетинга обязательно включают в себя описание общей стратегии маркетинга, политики ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объемов продаж.
При изложении тактики реализации продукции, целесообразно указать методы реализации (собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые фирма могла бы использовать в ближайшее время и в долгосрочной перспективе, а также, любые специальные требования для реализации продукции. В бизнес-плане должно быть указано, как будет проводиться реализация, включая методы, транспортировку, страхование, кредитование, таможенные сборы и др.
В разделе «Реклама» составитель бизнес-плана должен указать, каким образом компания собирается привлекать внимание покупателей к выпускаемой продукции.
Немалое место в бизнес-плане отводится производственному планированию. Нужно, прежде всего, уделить должное внимание анализу продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку вне зависимости от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг.