Введение
Глава 1. Теоретические и правовые основы системы налогов и сборов Российской Федерации
1.1. Правовое регулирование системы налогов и сборов Российской Федерации
1.2. Проблемы развития современной системы налогов и сборов
Глава 2. Особенности налогообложения ООО «Стройгаз»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Стройгаз»
2.2. Оценка некоторых аспектов налогообложения ООО «Стройгаз»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетия как в западных странах, так и в Российской Федерации появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.
Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели ведущих западных стран начинали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. Также серьезно занялись этой проблемой и в Российской Федерации.
Правовую основу налогообложения в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Спектр нормативных правовых актов, призванных регламентировать взаимоотношения государства и различных организаций в сфере регулирования налоговых рисков, достаточно широк.
Целью данной работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы системы налогов и сборов Российской Федерации;
изучить особенности налогообложения ООО «Стройгаз».
Объектом работы выступает ООО «Стройгаз».
Предмет исследования – процесс налогообложения ООО «Стройгаз».
Для работы были использованы публикации:
нормативно-правовые акты в области налогообложения;
учебные пособия и публикации в периодической печати О.В. Гордеевой, Н.В. Климовой, Е. Королевой, Ю.А. Крохиной, Т. Моревой, Д. Сверчкой, Е.В. Чипуренко, М.С. Шальневой и др.
Глава 1. Теоретические и правовые основы системы налогов и сборов Российской Федерации
1.1. Правовое регулирование системы налогов и сборов Российской Федерации
Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:
- Государственные административные образования:
- региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г.Москва и Санкт-Петербург);
- местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);
- муниципальные (города, районы городов, в том числе г.Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).
- Юридические лица (организации).
- Физические лица (граждане).
- Органы налоговой службы (таможенной службы).
- Органы исполнительной власти РФ.
В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (сборы, пошлины). Федеральными признаются налоги (платежи), устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги (платежи), устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги (платежи), принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ и федеральными законами.
Налоговая система государства, как и любая другая система, не может формироваться и развиваться иначе как на основе определенных принципов, к которым относятся:
во-первых, принцип единства;
во-вторых, принцип стабильности;
в-третьих, принцип мобильности (эластичности);
в-четвертых, принцип множественности налогов и сборов.
Российская налоговая система строится на конституционных принципах федерализма. В Конституции РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства, а также указаны равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционными принципами федерализма являются: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Конституцией гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений (рисунок 1):
первый уровень – федеральные налоги и сборы;
второй уровень – региональные налоги и сборы;
третий уровень – местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.
В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:
- НДС (гл. 21 НК);
- акцизы (гл. 22 НК);
- НДФЛ (гл. 23 НК);
- налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);
- налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК);
- водный налог (гл. 25.2 НК) [2].