ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
1.1 Сущность теории потребительского поведения
1.2 Влияние доходов потребителя на его потребительское поведение
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
2.1 Основные характерные черты современного потребительского рынка
2.2 Потребительское поведение в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, то есть собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.
Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями.
При этом необходимо констатировать, что в специальной литературе недостаточно широко представлены работы, ориентированные на изучение поведения покупателей, анализ таких важных понятий как предпочтение, потребности, вкусы и так далее. В этом и проявляется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Предметом представленной курсовой работы являются современные подходы к анализу потребительского поведения. Объектом исследования является потребительское поведение.
Целью данной курсовой работы является изучение современных подходов к анализу потребительского поведения.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:
1) рассмотрение теории потребительского поведения;
2) изучение современных подходов к анализу потребительского поведения.
Структура представленной курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Сущность теории потребительского поведения
Анализ пропорций потребностей и спроса и их воздействия на цены стали использовать представители теоретического направления, которое получило название маржинализм.
Из особого направления маржинализм сегодня трансформировался в известную составляющую методологию экономической науки. Аналитический механизм маржинализма содействовал исследованию аппарата рынка, раскрытию условий рыночного равновесия, специфику рыночного ценообразования.[14]
Ключевым положением маржинализма является принцип рационального поведения человека в экономике, принцип экономического человека. Согласно данному принципу, экономический процесс осуществляется в виде взаимодействия субъектов, которые стремятся к оптимизации своего благосостояния. Но целесообразными могут быть различные итоги деятельности субъекта, поскольку никто, помимо самого субъекта, не сможет предоставить четкую оценку его действиям. В связи с этим маржинализм зачастую обусловливают в качестве субъективного течения экономической науки.
Иным существенным положением в маржинализме является принцип редкости всех благ. Данный принцип означает, что в основании множества заключенных в него теорий составляет гипотеза об ограниченности, закрепленному размеру ресурсов.
Теория потребительского поведения исследует комплекс связанных принципов и закономерностей, которыми руководствуется индивидуум создает и исполняет личный план потребления разнообразных ресурсов, имея ориентир на максимальное удовлетворение личных нужд.
Существенными принципами потребительского поведения являются следующие:
1) учет собственных вкусов и предпочтений;
2) учет покупательной способности, то есть дохода и уровня рыночных цен.[2]
Теория потребительского поведения опирается на принцип заданности данных критериев.
Для рационального распределения личного дохода среди различных потребностями, потребителю следует иметь базу для их соизмерения. В качестве данной базы в конце 19 века было утверждено понятие полезности.
Полезность определенного ресурса является качеством определенного ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается завлеченной в круг интересов индивидуума.
Все действия индивидуума в итоге имеют направленность на максимизацию полезности, которую он может извлечь из своего дохода. Имея стремление к данной цели, потребитель вынужден определенным образом осуществлять сравнение различных ресурсов или наборов ресурсов, производить оценки их полезности и проводить отбор тех из них, которые в максимально содействуют решению назначенной цели.
Полезность отображает уровень удовлетворения, который получает субъект от потребления блага.
На сегодняшний день выделяют общую и предельную полезность блага.
1. Алешина И. В. Поведение потребителей: методическое пособие // М: Просвещение, 2012 год – 269 с.
2. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: учебное пособие // М: Экономист, 2010 год – 455 с.
3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход: учебное пособие // М: Инфра-М, 2011 год – 322 с.
4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебное пособие // М: Дело и сервис, 2013 год – 512 с.
5. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения / Под ред. Хромова Л.А. // СПб: Питер, 2013 год – 210 с.
6. Грошев И. Психология экономических отношений // Общество и экономика, 2012 год - № 2
7. Ильин В.И. Поведение потребителей: учебное пособие // М: кнорус, 2012 год – 380 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебник для ВУЗов // М: Дело и сервис, 2011 год – 745 с.
9.Лебон Г. Психология народов и масс // Общество и экономика, 2014 год - № 9
10. Носова С. С. Экономическая теория: учебное пособие // М: Юнити, 2012 год – 471 с.
11. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: учебное пособие // СПб: Питер, 2010 год – 327 с.
12. Плахотникова О. Шопинг - новый вид наркомании // Столица, 2013 год - № 12
13. Савулькин Л. Закономерности потребительского рынка // Экономика, 2012 год - № 10
14. Сергеев А.М. Поведение потребителей: учебное пособие // М: Просвещение, 2012 год – 450 с.
15. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. Боткина В.А. // М: Велби, 2011 год – 233 с.
16. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Синельникова В.К. //СПб: Питер, 2013 год – 569 с.
17. Шуванов В.И. Исследование потребительского и покупательского поведения // Экономика и общество, 2013 год - № 4
18. Швери Р. Теория рационального выбора: учебное пособие // М: Феникс, 2012 год – 408 с.
19. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // М: Велби, 2010 год – 497 с.