Курсовая работа|Семейное право

Специфика социальной защиты несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 43

Введение

  1. Социальная защита несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации

1.1.   Понятие, виды трудной жизненной ситуации

1.2.   Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации

1.3.   Социальная защита прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

  1. Специфика социальной защиты несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в РФ

2.2.  Особенности социальной работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации

2.2. Опыт социальной защиты несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в РФ (на примере Областного центра) 

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность. Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени - за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождение, содержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальные возможности родителей, и все больше влияют на планирование семьи.

Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, попрание их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.

Степень изученности темы исследования. В общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (С. Беличева, Ю. В. Василькова, А. Гарбузов, Т. Гончарова, О. А. Карабанова, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, А. Г. Шмелев, С. Г. Шуман, Э. Г. Эйделмиллер и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы (М. А. Галагузова, Я. И. Гилинский, Н. Ф. Дивицына, И. Н. Закатова, А В. Мудрик, А. В. Петровский и др.).

Сложная, комплексная проблема оказания помощи несовершеннолетним с трудностями развития носит междисциплинарный характер, и на практике с необходимостью требует межведомственного подхода.

Объектом работы являются несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Предметом работы является процесс организации социальной работы и защиты с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Целью данной работы является анализ особенностей социальной защиты несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

Изучить понятие и виды трудной жизненной ситуации.

Показать особенности социального сопровождения и поддержки детей в трудной жизненной ситуации.

Провести исследование социальной защиты прав детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На примере Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних показать особенности социальной защиты.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Социальная защита несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации

1.1.          Понятие, виды трудной жизненной ситуации

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения, и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[1]. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»[2] сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: 1) дети, оставшиеся без попечения родителей; 2) дети - инвалиды; 3) дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; 4) дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; 5) дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; 6) дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; 7) дети - жертвы насилия; 8) дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; 9) дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; 10) дети, проживающие в малоимущих семьях; 11) дети с отклонениями в поведении; 12) дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:

  1. Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
  2. Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
  3. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
  4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
  5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
  6. Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.

Существуют различные подходы к анализу ситуаций: структурный и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный.

Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения[3].

Трудные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, ограничивают его активность.

Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации».

Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека[4]: 1) трудные жизненные ситуации; 2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи; 3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Ф. Е. Василюк выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис[5].

По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации Муздыбаев К.[6]: 1) по интенсивности; 2) по величине потери или угрозы; 3) по длительности (хронические, краткосрочные); 4) по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые); 5) по уровню влияния.

К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска[7].

  1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена типа; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
  2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью; направление в детское учреждение; госпитализация.

Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности.

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую, и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико.

Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Кроме того, трудные жизненные ситуации можно разделить на 4 сферы: межличностные отношения, деловая сфера, экстремальные и криминальные ситуации и смерть близких людей. Под экстремальными понимаются ситуации связанные с попаданием в необычные положения, выходящие за рамки обыденной жизни. В эту категорию вошли такие ситуации, как оказаться в чужом городе без денег, заболеть тяжелой болезнью. Сюда же относится развод родителей и переезд на новое место жительства, поскольку оба эти события приводят к существенным переменам в жизни человека.

Так же, все ситуации возможно разделить на две категории, в зависимости от степени их обратимости. Под обратимыми ситуациями понимаются такие, при которых возможно восстановление исходного состояния человека и позитивное разрешение возникшей проблемы. Необратимые ситуации те, которые приводят к необратимым изменениям личности человека и его жизни, и которые имеют более существенные последствия.

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации[8]:

  • во-первых, потому, что они в целом обыденны;
  • во-вторых, они не всегда травмируют личность;
  • в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации, и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность.

[1] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с изменениями на 21.07.2014) // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/517850/#ixzz3SZ43tnYb

[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179146/#ixzz3SZ4XHbQ5

[3] См.: Дымшиц А.М. Совладание с трудными жизненными ситуациями в контексте детского опыта. Курсовая работа. – М., МГУ, 2012.

[4] Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М: Пер Сэ, - 2006.

[5] Василюк Ф.Е. психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

[6] Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. 1998. № 2. - С. 100-109.

[7] Рекомендации разработаны на основе материалов, выполненных по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2011 г. (руководитель проекта – Васин С.М., проректор ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского»), - 2012 – 37 с.

[8] Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. - Т. 26. № 6. С. 87-101. 

Всего 21 источник

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Семейное право
2014 год 26 стр.
Курсовая Семейное право
diplomstud
Курсовая работа Семейное право
2018 год 30 стр.
Курсовая на тему: «Раздел общего имущества супругов»
Telesammit
Курсовая работа Семейное право
2012 год 33 стр.
Курсовая Содержание детей в детских учреждениях
Telesammit
Курсовая работа Семейное право
2014 год 46 стр.
Курсовая Пособие гражданам, имеющим детей
Курсовая работа Семейное право
2014 год 22 стр.
Курсовая Правовая охрана и защита прав на тайну усыновления

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское