Введение
Глава 1. Теоретические аспекты института Президента РФ как главы государства
1.1 Основы института Президента РФ
1.2 Место Президента РФ в системе институтов федеральных органов государственной власти
Глава 2. Конституционный статус Президента РФ как главы государства
2.1 Полномочия Президента РФ
2.2 Порядок избрания Президента РФ
2.3 Порядок и основания прекращения полномочий Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы
На основании Закона РСФСР «О Президенте РСФСР», принятого 24 апреля 1991 года, в России был учрежден институт Президента. После того, как указанный Закон был принят, были внесены соответствующие изменения и дополнения в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. В отличие от Президента советского государства, Президент России должен был свои полномочия получить не от представительного органа власти, а непосредственно от избирателей. Это придавало само по себе повышенную легитимность этой должности. Следует отметить, что введение в России поста Президента предопределялось в значительной мере логикой углублявшегося в то время противостояния между высшими органами власти РСФСР и Советского Союза.
Следует отметить, что серьезные политические споры предшествовали учреждению института президента. Коммунисты были ярыми противниками института Президента в России. Они считали, что Президент может сломать имеющуюся конституционную систему организации власти, в которой представительные органы - Советы – играли центральное место. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР представлял их на федеральном уровне.
Однако, те, кто был за учреждение поста Президента в России, убедили депутатов, принимавших решение, что Съезду и Верховному Совету никакой угрозы не существует, так как полномочия президента устанавливает сама законодательная власть, она же контролирует через бюджет деятельность президента и исполнительной власти, а президент, в свою очередь, вправе издавать только нормативные акты подзаконного характера.
Учреждение президентства в России открыло в развитии государственности новый этап, и доказывало о рецепции государственно-политических институтов демократических стран.
На сегодняшний день Президент РФ в конституционной системе разделения властей имеет большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это связано с объявлением в России человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-общество». А президент России, согласно статьи 80 Конституции России, является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая это, представляется, что тема, посвященная Президенту РФ в конституционной системе разделения властей, актуальна и своевременна. Кроме того, все выше изложенное вызывает неподдельный интерес к данной теме.
Следует отметить, что конституционно-правовому статусу Президента России довольно много уделено внимания в юридической литературе, что говорит о высокой степени разработанности и изученности данной темы.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды таких ученых в области конституционного права как Авакьян С.А., Брежнев О.В. Дегтев Г.В., Левакин И.В., Лукьянова Л.Б., Михалева Н.А., Окуньков Л.А., Осетров С.А., Прокофьев В.Н., Якубов А.Е. и другие.
Объектом данной работы являются нормы законодательства России о правовом статусе Президента России в конституционной системе разделения властей.
Предметом данной работы выступают общественные отношения, связанные с реализацией Президентом России своих конституционных полномочий.
Целью данной работы является комплексное изучение конституционно-правовых особенностей статуса и полномочий Президента России.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты института Президента РФ в системе разделения властей;
- охарактеризовать порядок избрания Президента России;
- рассмотреть полномочия Президента России;
- проанализировать особенности прекращения Президентом России своих полномочий.
Методами исследования темы настоящей работы являются: диалектический метод, метод анализа; частно-научные и специальные методы познания; системный метод, комплексный метод, сравнительно-правовой метод, нормативно-логический метод, конкретно-исторический метод, системно-структурный метод, функциональный метод.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, выводов и предложений и списка использованных нормативных актов и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты института Президента РФ как главы государства
1.1 Основы института Президента РФ
В мировой практике выделяют, как правило, институт главы государства, институт законодательной власти, институт судебной власти, институт исполнительной власти. Последний порой обозначают как институт правительства[1].
Современное понимание доктрины разделения властей как разграничения функций государственных органов (правосудие, законодательство, управление) отличается от существовавшего на ранних этапах государственного строительства представления о разделении властей как расчленении государственной власти на три самостоятельные и изолированные друг от друга ветви власти. В настоящее время в России принцип разделения властей базируется на идее сотрудничества и единства ветвей государственной власти, в рамках которого возможна относительная самостоятельность каждой из ветвей власти. Такое понимание названного принципа закреплено в Конституции России[2]. Конституционное совещание сформулировало сущностные характеристики принципа разделения властей, которые постоянно совершенствуются в процессе проведения российских реформ и адекватно отражаются в позициях Конституционного Суда РФ. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П[3] было отмечено, что принцип разделения властей исключает концентрацию власти в руках одной из ветвей власти. При этом подчеркивалась их самостоятельность и взаимодействие. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П[4] сформулировано содержание принципа разделения властей как исключающее их противоборство, т.к. это не согласуется с тем, что единственным источником власти является многонациональный народ РФ.
Таким образом, исходя из норм Конституции РФ, закрепляющих принцип разделения властей, и соответствующих правовых позиций Конституционного Суда РФ, необходимо стремиться к исключению возможности концентрации власти у одного государственного органа и к обеспечению как самостоятельного, ответственного функционирования каждой из ветвей власти, так и к их оптимальному взаимодействию.
Одновременно с принципом разделения властей в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрено единство системы государственной власти. В юридической литературе неоднозначно оценивается такая ситуация. Так, К.А. Будаев полагает, что «при разделении властей государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных органов, имеющих каждый свои функции». В то же время автор признает необходимость четкого взаимодействия властей, единство системы государственной власти[5]. Не совсем ясно, каким образом согласуются положения о единстве системы государственной власти и об отрицании понимания государственной власти как единого целого. Более последовательна позиция Б.С. Эбзеева, кто однозначно признает единство государственной власти, но ее функции (законодательство, управление, правосудие) при этом осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять отдельные полномочия[6].
В рамках конституционного принципа разделения властей единая государственная власть реализуется конституционно разделенными как по вертикали, так и по горизонтали, но взаимодействующими органами государственной власти. При этом каждый из системы федеральных органов государственной власти функционирует самостоятельно. Исходя из того, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), следует признать и единство государственной власти и ее системы.
Институт Президента РФ - это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих вопросы выборов Президента РФ, полномочий, порядок их прекращения, ответственности Президента РФ и основные направления деятельности Президента РФ.
Особенность источников правового регулирования института Президента РФ обусловлена отсутствием единого федерального закона, регулирующего деятельность Президента РФ. До сих пор обсуждается необходимость принятия федерального конституционного закона «О Президенте РФ». Многие юристы отрицают возможность его принятия, ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ[7]. Согласно названному постановлению Конституционного Суда РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Действительно, с формальной точки зрения деятельность Президента РФ не может быть урегулирована федеральным конституционным законом, т.к. в Конституции РФ об этом не сказано прямо. Однако предмет правового регулирования общественных отношений по значимости и важности может быть предметом исключительно федерального конституционного закона. Исходя из этого, нельзя отвергать идею принятия федерального конституционного закона «О Президенте РФ».
[1] Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах РФ / под ред. П.П. Сергуна. Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ», 2010. С. 23.
[2] Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с поправками от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
[3] Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Вестник Конституционного Суда РФ, 1996. № 1.
[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 2.
[5] Будаев К.А. Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ, в Конституциях и уставах субъектов Федерации // Конституция как символ эпохи / под ред. С.А. Авакьяна. Т. 1. М., 2004. С. 264.
[6] Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. М., Юридическая литература, 2005. С. 401, 402.
[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 6.