ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
АЛЬЯНСОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1 Сущность и предпосылки возникновения стратегических альянсов в мировой практике
1.2 Понятие стратегический альянс. Классификация
ГЛАВА 2 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ И ИХ РОЛЬ
2.1 Доверие как основа создания и функционирования стратегического альянса
2.2 Роль и место стратегических альянсов в международном бизнесе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Глобализация экономики предполагает активные взаимодействия компаний разных стран. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов или маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта, разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства.
Межфирменные партнерства в мировой экономике известны давно. Но только в 1990-х - начале 2000-х годов специфические формы партнерств, которые отвечают стратегическим интересам их участников, оказались в центре внимания руководителей международного бизнеса. Большинство из них, как показывают опросы, видят в альянсах "важнейший инструмент глобального корпоративного роста.
Эти тенденции подтолкнули экономистов многих стран к новым эмпирическим исследованиям и теоретическому анализу проблем межфирменных отношений. Построение теоретической модели стратегических альянсов должно помочь ответить на вопросы об актуальности этого феномена ("почему альянсы?"), их функциях в экономической системе ("что делают альянсы?") и механизмах функционирования ("как работают альянсы?"). Соответственно научные поиски были направлены: во-первых, на изучение ключевых факторов и условий формирования межфирменных партнерств, прежде всего связанных с глобализацией экономики и технологическим прогрессом; во-вторых, на исследование сути альянсов в рамках теорий фирмы, рынка и конкуренции; в-третьих, на рассмотрение теоретических аспектов принятия стратегических корпоративных решений о вхождении в альянсы, в том числе на глобальном уровне.
Цель данной работы стратегические альянсы и их роль.
Поставлены задачи:
- определить сущность и предпосылки возникновения стратегических альянсов в мировой практике;
- дать понятие стратегический альянс. Классификацию;
- рассмотреть доверие как основу создания и функционирования стратегического альянса;
- определить роль и место стратегических альянсов в международном бизнесе.
Объектом исследования являются стратегические альянсы.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения между фирмами, входящими в международный стратегический альянс.
Методы исследования – экономические, социологические.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
АЛЬЯНСОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
- Сущность и предпосылки возникновения стратегических альянсов в мировой практике.
С 80-х годов 20 века главным предметом исследований и обсуждений стала глобализация как «современный этап развития международной взаимозависимости хозяйствующих субъектов, корпораций, стран и регионов». Глобализация предполагает максимально открытое мировое пространство, освобожденное от экономических и социальных барьеров. Негативной стороной этого процесса является то, что «на базе идеи образования глобального рынка возник глобальный нерегулируемый капитализм»[1]. В связи с этим, вместо развития на мировых рынках принципов свободной конкуренции, возникла обратная ситуация – усиление сегментации и входных барьеров в пользу развитых стран. Свободная конкуренция является в значительной степени теоретической абстракцией, так как в современной экономике, в том числе экономике промышленно развитых стран, воздействие государства на цены и доходы весьма значительно.
Каждая фирма, независимо от ее размеров, разрабатывая стратегию и мобилизуя ресурсы, мечтает об успехе. Й. Шумпетер рассматривал конкуренцию, основанную на открытии нового типа товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации (например, крупнейших фирм). Обеспечивая одним сокращение затрат или повышение качества, эта конкуренция приводит другие фирмы не просто к сокращению прибыли и выпуска, а к полному банкротству. В условиях глобализации среди факторов, определяющих успешность фирмы, выделяют соответствие стандартам качества товаров и услуг, как основную составляющую цепочки: освоение новых технологий – рост производства товаров и услуг – поиск новых рынков сбыта и новых маркетинговых технологий. Г. Хамел и С. Прахалад в 1994 году отмечали, что компании должны уметь переходить в новое состояние, а для этого надо думать по-новому. «Думать по-новому» значит принимать во внимание факторы, оказывающие влияние на фирму будущего: новые технологии, человеческий капитал, внешняя среда бизнеса. Этими обстоятельствами объясняет современную «революцию альянсов» прежде всего в высокотехнологичных отраслях Б. Гомеш-Кассерес, а стратегические альянсы рассматриваются им как основа «коллективной конкуренции», как возможность консолидации в обход традиционной антимонопольной политики. Эффективные модели конкуренции возникают при заключении на определенный срок сетей для быстрого выведения компаний на новые рыночные и технологические рубежи, когда каждый из партнеров жертвует собственным конкурентным преимуществом, взамен получая выгоду от увеличения масштабов сети. Создавая сети компаний с совпадающими стратегическими интересами, можно влиять на механизм межфирменной конкуренции[2]. По мнению Б. Гомеш-Кассереса современные партнерские межфирменные отношения создают новую модель конкуренции, перестраивая отрасли и меняя их границы, генерируя более сложные формы их соперничества.
Коллективная конкуренция рассматривается как экономическое поведение хозяйствующих субъектов, состоящих более чем из одной фирмы.
Эффективность и конкурентоспособность фирмы в этих условиях определяются не только ее собственными ресурсами, но и поведением партнеров и характером связей с ними, а также числом участников альянса, их целевыми ориентирами.
Стратегические альянсы определяются как конкуренция в новой форме. Вступающие в альянс преследуют четко выраженные цели, однако это вовсе не означает полной гармонии в отношениях, так как сотрудничество в альянсе имеет пределы. Компании из высокотехнологичных отраслей выстраивают долгосрочные отношения сотрудничества между собой и одновременно продолжают конкурировать друг с другом. Так, IBM и Toshiba сделали возможным сотрудничество в области исследования, разработки и производства плоских экранов, но продолжили конкуренцию в сфере производства и продаж ноутбуков. IBM и Motorola предполагают сотрудничество в области архитектуры PowerPC и исследований и разработок микропроцессоров, но ведут конкуренцию в сфере производства и сбыта микропроцессоров. Xerox и FujiXerox легко распределили технологии и объединились во многих областях, так как конкуренция между ними была строго ограничена территориальными лицензионными контрактами. Их девизом было: «Хорошие заборы создаютхороших соседей»[3]. Наблюдается парадокс, характерный для высокотехнологичных отраслей: неистовое возникновение альянсов параллельно с перегрызающей горло конкуренцией.
Можно с достаточной долей уверенности сказать, что на данный момент в научной, деловой и учебной литературе нет универсального определения стратегических альянсов. Зачастую в альянсах видят лишь межорганизационные соглашения, допуская наличие конкуренции между партнерами по альянсу, тогда как альянсы предполагают не только контракты и соглашения, но и последующее развитие основанных на них взаимосоглашений, имеющих в основе своей деловую стратегию. Попытки определить альянсы в свете традиционных экономических теорий сталкиваются с трудностями[4]. Так Б. Гомеш-Кассерес отмечает, что существующие теории полезны в понимании элементов коллективной конкуренции, но всеобъемлющей модели для объяснения альянсов пока нет, не говоря уже о сложном взаимодействии между альянсами и конкуренцией.
Вступление в альянс дает возможность более эффективно осуществлять совместную деятельность при эффективном использовании задействованных ресурсов. Чтобы успешно конкурировать в создавшихся условиях фирмы вынуждены одновременно участвовать в глобальной гонке за присутствие на мировых рынках и в технологической гонке современной технологической и информационной революции, из чего следует, что фирмам, стремящимся конкурировать на глобальном уровне, есть прямая выгода и сотрудничать на таком же уровне. Б. Гомеш-Кассерес отмечает: «Глобализация создает мощные стимулы для формирования альянсов».
[1] Алексеев Н. Организационное проектирование в фирме // Консультант директора, №17, 2010
[2] Арустамова Э.А. Основы бизнеса – М: Дашков и К, 2010. – 234с.
[3] Бобина М. А. Международный бизнес: стратегия альянсов.- М.: Дело. – 2011. - с. 40-43
[4] Васильев А. С. Европейская интеграция и формы стратегических альянсов: статья// Научные труды Вольного экономического общества России. – 2010. – Том 91. – № 1. – с. 18-36