ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ УЧЕБНИКА
1.1 Учебник как средство обучения
1.2 Характеристика основных функций учебника
2 СТРУКТУРА УЧЕБНИКА, КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ
2.1 Тексты
2.2 Внетекстовые компоненты
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник основное и необходимое средство обучения, предназначенное для учащихся, с его помощью они овладевают содержанием того или иного учебного предмета. В учебнике конкретно раскрывается содержание знаний, умений и навыков по каждой теме предмета, которым должны овладеть ученики согласно программе. От качества учебников во многом зависит качество знаний, умений и навыков учащихся их осознанность, прочность, действенность, развитие познавательных способностей и их активизация, развитие самостоятельного творческого мышления, формирование у школьников определенных привычек и умений, воспитание чувств. Учебник должен содействовать выполнению основных функций обучения образовательной, воспитательной и развивающей, он должен отвечать определённым дидактическим требованиям. Важнейшим элементом учебника как системы, определяющей его особенности, является структура. Под структурой учебника понимается необходимый структурный блок, который, находясь в тесной взаимосвязи с другими компонентами данного учебника, образуя в совокупности с ними целостную систему, обладает определенной формой и осуществляет свои функции лишь ему присущими средствами. Важнейшими частными структурными системами учебника являются: тексты, внетекстовые компоненты, компоненты управления представлением учебного материала.
Актуальность: Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. В основе построения структуры любого учебного ресурса находится выделение входящих в него компонентов и установление взаимосвязей между ними. В связи с этим целесообразно проведение исследования структуры с разных точек зрения: оценки содержания учебного материала, отражения дидактических и методических функций и с позиций реализации. Для исследования структуры учебника необходимо выявить его важные компоненты и проанализировать их как часть метаструктуры.
Объект исследования: структура и содержание учебника.
Предмет исследования: современные стандарты структуры и содержания учебника нового поколения.
Цель работы: проанализировать структуру современного школьного учебника.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
дать характеристику понятию школьный учебник;
определить основные функции учебника;
рассмотреть структурные элементы учебного пособия;
охарактеризовать основные требования, предъявляемые к структуре современного учебника.
Цели и задачи работы определили ее структуру – она состоит из введения, трех глав с параграфами и заключения. Первая глава посвящена понятию «учебник», рассмотрены основные цели, задачи и функции школьного учебника. Во второй главе рассмотрены основные компоненты структуры современного учебника. В третьей главе речь идет об основных требованиях, которым должен отвечать школьный учебник.
В последние годы проблема структуры школьного учебника оказалась в центре внимания многих специалистов в области педагогики, психологии, методики, разных предметных дисциплин, например: Антонова С.Г., Бакланова С.Л., Валгина Н.С., Герчук Е.Ю., Глебов И.Т., Голуб И.Б. Джуринский А.Н., Запекина Н.М., Зимина О. В., Зуев Д.Д., Казакова Е.И., Ленский Б.В., Лернер И.Я., Подласый И.П., Хуторской А.В. и др.
В данной работе используются материалы специализированой педагогической литературы, а так же периодических изданий.