Введение
- Теретические аспекты управления финансами в малом бизнесе
1.1. Понятие, сущность и цели анализа финансового состояния предприятия
1.2 Сущность, задачи и принципы финансового планирования
- Анализ финансовой деятельности торгового предприятия на примере ООО «Сервисный центр»
2.1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности организации
2.2. Анализ финансового планирования ООО «Сервисный центр»
- Пути совершенствования процесса управления финансами в малом бизнесе на примере ООО «Сервисный центр»
3.1. Улучшение формирования и распределения прибыли предприятия ООО «Сервисный центр»
3.2 Предложения по улучшению финансовых результатов от обычных видов деятельности ООО «Сервисный центр»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность. Несомненно, что целью любой деятельности человека является достижение максимальных результатов. Ни один процесс деятельности не может обходиться без предварительного планирования. В свою очередь целью процесса финансового планирования как такового является достижение целей компании. Тема организации финансов особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для торговых предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность организации. Поэтому забота о финансовом состоянии является отправным моментом и конечным результатом деятельности. К тому же в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.
Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире, что свидетельствует об актуальности проблемы исследования финансового состояния предприятий. Финансовое состояние организации характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе ее кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Чтобы обеспечивать выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь проводить качественный анализ финансового состояния своей организации. Однако следует учитывать, что цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу.
Вследствие выше перечисленного, анализ организации финансов на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Несомненно, актуальным является систематический экономический анализ финансовых результатов и, прежде всего финансовых результатов от обычных видов деятельности. Определенный смысл для предпринимателя имеет факторный анализ прибыли (убытка) от продаж.
Поэтому тема, связанная с анализом и управлением финансами торгового предприятия в условиях рынка, является крайне актуальной.
Целью работы является: изучение процесса управления финансами в малом бизнесе на примере ООО «Сервисный центр».
Данная цель требует постановки следующих задач:
- Рассмотреть теоретические аспекты управления финансами в малом бизнесе;
- Проанализировать финансовые показатели и динамику прибыли и ее использование в ООО «Сервисный центр»
- Разработка предложений по совершенствованию финансового состояния.
В данной работе объектом исследования является ООО «Сервисный центр».
Предметом исследования является система управления финансами на предприятии и оценка её эффективности.
Информационной базой стали научные исследования в области платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий в трудах таких российских ученых, как И.А. Бланк, Е.В. Быкова, А.В. Грачев, B.C. Золотарев, В.В. Ковалев, М.Н. Крейнина, Е.С. Стоянова, М.А. Федотова, Э.А. Уткин и других. Проблемы анализа финансового состояния предприятий рассматриваются в работах таких отечественных ученых-экономистов, как В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, Э.А. Маркарьян, Е.В. Негашев, Г.В. Савицкая, Р.С. Сайфулин, А.Д. Шеремет и других.
Методы исследования. В процессе решения поставленных задач применялись различные методы научного познания, такие как наблюдение, анализ и синтез, сравнение использовался метод увязки комплексных показателей.
Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения ее положений и выводов при организации деятельности и проведении любых системных изменений в современных организациях.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе дано понятие управления финансами, его экономическое содержание и информационные источники.
Во второй главе произведен анализ финансового состояния предприятия.
В третьей главе дипломной работы даны направления улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
1. Теретические аспекты управления финансами в малом бизнесе
1.1. Понятие, сущность и цели анализа финансового состояния предприятия
Установившиеся между хозяйствующими субъектами рыночные отношения предопределяют необходимость определения уровня конкурентоспособности и степени финансовой устойчивости потенциального делового партнера.
Каждая компания, функционирующая в условиях жесткой конкурентной борьбы, нацелена на выживание, и менеджеры всех уровней нуждаются в грамотном обосновании и поддержке принимаемых управленческих решений. Только такой подход обеспечит ей высокий уровень инвестиционной привлекательности, достаточный для того, чтобы привлечь дополнительные финансовые ресурсы.
Один из основных инструментов решения поставленной задачи – финансовый анализ – взгляд на компанию через призму публичной систематизированной финансовой отчетности, в которой, как в зеркале, отражены результаты всех принятых за отчетный период управленческих решений[10;123].
Следует различать понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния».
Финансовый анализ предприятия – это обширная область исследований, ориентированная на оценку текущего и перспективного финансового состояния компании.
Анализ финансового состояния предприятия является существенным и непременным элементом управления предприятием и важнейшим блоком в системе финансового анализа, который ориентирован на оценку финансового состояния компании с использованием преимущественно данных ее бухгалтерской отчетности.
Финансовое состояние организации по своей сути – это важнейшая характеристика экономической деятельности последней во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров[7;56]. Финансовое состояние предприятия организации отражает конечные результаты ее деятельности, характеризующиеся определенной совокупностью показателей, которые отражают процесс формирования и использования ее финансовых ресурсов. При этом показатели интересуют различные группы пользователей:
- акционеры и топ-менеджмент;
- собственники предприятия;
- руководители департаментов;
- финансовая служба;
- кредиторы и инвесторы;
- деловые партнеры;
- государство в лице налоговых органов;
- персонал организации и др.
В соответствии с группами пользователей финансовой информации анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ встраивается в систему управления финансами компании и ведется службами организации с позиции внутрифирменного аналитика. Его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния организации. Цель – обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств, для создания условий нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска его банкротства, а так же обоснование решений инвестиционно-финансового характера в разработанной и принятой стратегии развития предприятия. Именно в этом случае ключевым блоком аналитического процесса становится анализ финансового состояния и деловой активности организации на базе данных, представленных в систематизированной финансовой отчетности.
Внешний анализ ориентирован на оценку инвестиционной привлекательности компании, ее кредитоспособности, т.е. ведется с позиции внешних пользователей (потенциального инвестора, кредитора, делового партнера, аудитора) на основе общедоступной информации финансового и нефинансового характера, используемой для выявления факторов роста стоимости компании.
Значение анализа финансового состояния организации проявляется в том, что результаты такого анализа являются своеобразным индикатором положения дел на предприятии и позволяют руководству на его основе принимать адекватные управленческие решения по улучшению финансового состояния и повышению эффективности его хозяйственной деятельности.
Результаты анализа могут использоваться не только в процессе оперативной деятельности компании, но и в рамках реализации стратегии:
- при получении кредита;
- при привлечении инвестиций;
- при выходе на фондовую биржу;
- при сравнении собственной компании с другой (бенчмаркинг)[8;76].
В современных условиях целевая направленность и содержание анализа финансового состояния могут меняться. Сегодня финансовый менеджер использует анализ не столько с целью ужесточения контроля, сколько для обоснования управленческих решений в условиях неопределенности, расширились информационная база и спектр применяемых методов, официально разрешено применение международных стандартов финансовой отчетности (что оказывает существенное влияние на качество исходной информации и методику ведения анализа). Речь идет о построении сложных финансовых моделей компании с использованием жестко формализованных математических, эконометрических методов анализа.
Проведение анализа финансового состояния преследует две основные цели:
- объективная и обоснованная оценка ее текущего и перспективного финансового состояния, полученная на основе определенного числа ключевых информативных показателей (параметров), позволяющих дать объективную и точную картину ее финансового состояния, возможных темпов экономического развития, а так же финансовых результатов и параметров эффективности финансово-коммерческой деятельности;
- получение информации о способности создавать добавленную стоимость. Данный аспект является принципиальным при решении вопроса о выплате дивидендов, возможности расширения и развития бизнеса, выборе инвестиционной и дивидендной политики[9;63].
Анализ по обоим направлениям должен показать, насколько устойчиво и эффективно функционирует предприятие.
Основными задачами анализа являются:
- оценка имущественного положения анализируемого предприятия;
- анализ ликвидности отдельных групп активов;
- изучение состава и структуры источников формирования активов;
- характеристика обеспеченности обязательств активами;
- анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов;
- анализ способности генерировать денежные средства;
- оценка сохранения и прироста капитала.
Вышеперечисленные задачи реализуются в процессе выполнения последовательных этапов анализа финансового состояния организации:
- предварительный (общий) анализ финансового состояния;
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовых результатов и рентабельности.
Комплексный анализ финансового состояния предприятия можно провести, владея соответствующей методикой. Практика финансового анализа выработала следующие основные методы его проведения[14;90]:
- чтение бухгалтерской отчетности. Данный метод анализа формирует первоначальное представление о деятельности организации, выявляет изменения в составе ее имущества и источников финансирования, устанавливает взаимосвязи показателей баланса;
- горизонтальный (временной) анализ, представляющий собой сравнение каждой позиции текущей отчетности с параметрами отчетности предыдущего периода (базового);
- вертикальный (структурный) анализ, позволяющий определить структуру итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый анализ, характеризующийся сравнением каждой позиции отчетности с позициями ряда предшествующих периодов и позволяющий определить тенденцию динамики анализируемых показателей в будущем;
- анализ относительных показателей (коэффициентный) - расчет отношений данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, определение взаимосвязей показателей;
- сравнительный (пространственный) анализ – проводится как на основе внутрихозяйственного анализа сводных показателей отчетности по отдельным позициям фирмы за прошлые периоды, так и на основе их сравнения с позициями конкурентов, с плановыми показателями, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;