Введение
1 Доход: сущность, виды
1.1 Доход предприятия как экономическая категория
1.2 Валовой, средний и предельный доход фирмы.
2 Условия равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции
2.1 Основные характеристики рынка совершенной конкуренции
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
2.3 Долгосрочное равновесие рынка при совершенной конкуренции
3 Равновесие фирмы на рынке несовершенной конкуренции
3.1 Понятие несовершенной конкуренции
3.2 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Современный уровень развития экономики характеризуется ужесточением требований к управленческой системе предприятия. Изменения, постоянно происходящие на рынке, требуют быстрой реакции со стороны предприятий и других рыночных субъектов для продолжения функционирования, развития и обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности.
Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение дохода в виде прибыли, который является основой его существования и развития. В условиях рыночной экономики каждое предприятие самостоятельно определяет направление своего развития, основываясь при этом на спросе на производимую продукцию, возможностях и угрозах. Прибыль также является самостоятельно планируемым показателем, как и способы ее достижения.
Важным требованием эффективного функционирования предприятия в условиях конкуренции является безубыточность его хозяйственной деятельности, полное покрытие расходов доходами и достижение определенного уровня прибыльности и рентабельности. Основной задачей предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли с целью удовлетворения социальных и экономических интересов коллектива и собственников предприятия. На рынке совершенной конкуренции целью предприятия становится получение дохода, что предопределено объективными факторами: чтобы не быть вытесненным с рынка предприятию необходимо направить все свои усилия на максимизацию прибыли.
Прибыль и рентабельность являются основными показателями, которые характеризуют финансовые результаты деятельности предприятия. Рентабельность показывает эффективность деятельности предприятия и уровень прибыли на вложенный капитал. В условиях перехода к рыночной экономики данный показатель стал одним из важнейших, характеризующих эффективность использования основных ресурсов предприятия.
Использование прибыли как показателя при оценке эффективности деятельности предприятия является достаточно сложным процессом, который базируется на знании рыночной конъюнктуры, оценке возможностей предприятия, конкурентоспособности, прогнозе направлений получения прибыли.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в условиях перехода к рыночной экономике, основной целью любого отечественного коммерческого предприятия становится получение прибыли.
Целью работы является изучение сущности экономической категории «доход», а также рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую категорию «доход»;
- охарактеризовать валовый, средний и предельный доход фирмы;
- выявить основные характеристики рынка совершенной конкуренции;
- описать краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции;
- охарактеризовать долгосрочное равновесие рынка в условиях совершенной конкуренции;
- дать определение понятию и описать сущность несовершенной конкуренции;
- охарактеризовать поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
- Ачаповская, М. З. Экономическая теория / М. З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 431 с.
- Басовский, Л.Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
- Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2013. - 263 c.
- Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012. - 464 c.
- Громыко, В.В. Микроэкономика: Учебное пособие / В.В. Громыко, Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 159 c.
- Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2012. - 447 c.
- Джейли, Д.А. Микроэкономика: продвинутый уровень: Учебник: Пер. с англ. / Д.А. Джейли, Ф.Д. Рени; Науч. ред. В.П. Бусыгина [и др.]. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2011. - 733 c.
- Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 c.
- Зубко, Н. М. Основы экономической теории: учеб. пособ. / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 427 с.
- Ивасенко, А.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.
- Ильяшенко, В.В. Микроэкономика: Учебник / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2012. - 288 c.
- Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чипурин [и др.]; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – Киров: АСА, 2010. – 874 с.
- Малкина, М.Ю. Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 395 c.
- Моховикова, Г.А. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Г.А. Моховикова. - М.: Юрайт, 2013. - 268 c.
- Мэнкью, Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов / Н.Г. Мэнкью; Пер. с англ. В.И. Кузин. - СПб.: Питер, 2012. - 592 c.
- Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013. - 360 c.
- Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник / Ю.Н. Черемных. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 844 c.
- Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2011. – 399 с.
- Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 528 с.
- Экономическая теория: учеб. пособ. / А. В. бондарь [и др.]; под общ. ред. А. В. Бондаря, И. В. Воробьёва. Минск: БГЭУ, 2011. – 477 с.
- Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособ. / М. И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 390 с.
- Воронов Д.С. Понятие и сущность рыночной конкуренции// 21 марта 2012г. [Электронный ресурс] http://delovoymir.biz/2012/03/21/ponyatie-i-suschnost-rynochnoy-konkurencii.html
- Юсупова Г.Ф., Спиридонова А.И. Теория отраслевых рынков. Экономическая теория и антимонопольная политика.// «Современная конкуренция» — №5, 2010г.