Актуальность темы. В рамках исследований, посвященных истории политико-правовой мысли, в последнее время все более заметное внимание уделяется политическим и правовым учениям Древней Греции и Древнего Рима. Интерес российских исследователей к политико-правовому наследию античного мира не случаен. Древнегреческие и древнеримские мыслители сыграли выдающуюся роль в истории формирования теоретических представлений о государстве, праве и политике. Сказанное в полной мере относится к творчеству государственного деятеля и мыслителя Древнего Рима Марка Туллия Цицерона, чьи суждения о правовом характере государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о гражданине как субъекте права и государства, о праве как выражении справедливости и др. послужили основанием для формирования политических и правовых учений. Кроме того, ряд положений в области государства и права, принадлежавшие греческим авторам, были усовершенствованы Цицероном и через его творчество обогатили античную и последующую политико-правовую мысль.
Анализ взглядов Цицерона на государство и право имеет научно-познавательное значение, чем обуславливает актуальность поставленной проблемы. Научный интерес к творчеству Цицерона объясняется тем, что без адекватной трактовки политико-правового учения мыслителя, без выяснения его идеологического смысла, теоретико-познавательной ценности и места в истории политико-правовой мысли античности невозможно получить целостное представление о закономерностях возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве в античном мире и понять многие политические и правовые концепции, непосредственно восходящие к античности и Цицерону.
Цель исследования заключается в проведении анализа учения Цицерона о государстве.
Выявленная цель определила постановку и решение следующих задач, в рамках которых необходимо:
1) рассмотреть определение и сущность государства в понимании Цицерона;
2) выявить происхождение и задачи государства;
3) проанализировать формы правления: правильную, неправильную и наилучшую в понимании Цицерона.
Объект исследования - процесс формирования политико-правовых взглядов Цицерона о государстве.
В качестве предмета исследования выступают взгляды Цицерона на формирование государства и формы правления.
Методологическая база исследования состоит из общих и частных методов научного исследования феноменов и процессов, в состав которых входят анализ, синтез, логический и сравнительный анализ.
Хронологические рамки исследования включают в себя период жизни государственного деятеля и мыслителя Древнего Рима Марка Туллия Цицерона – с 106 г. по 43 гг. до н.э.
Географические рамки исследования охватывают территорию Древнего Рима, в границах которого государственный деятель Цицерон осуществлял свою политическую, общественную и мыслительную деятельность.
Источниковая база исследования включает в себя основные труды Цицерона «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», «Об ораторе»[1], в рамках которых отражены основные политические и общественные взгляды древнеримского деятеля. Цицерон знакомил римлян с древнеримской философией в собственной интерпретации. Его трактаты «О государстве» и «О законах», созданные около 55г. и 52 г. до н.э. соответственно, являются достаточно ценным историческим материалом, сохранившим важные сведения и подробности в большинстве своем о политическом устройстве Римской республики. Основная цель их создания заключалась в описании основных взглядов на формирование и развитие государственно-политического устройства Римской республики и ее правового характера.
Трактат Цицерона «Об ораторе» (55 г. до н.э.), написанный с целью обоснования законности и превосходства ораторского идеала, которому был привержен Цицерон как политический деятель. Данный исторический источник предоставляет богатый материал относительно мудрости государственного правителя, его логике мыслей.
Философский труд, принадлежащий Цицерону, «Об обязанностях» (вторая половина 50-х гг. до н.э.) - одно из наиболее популярных его философских произведений о переложении и приспособлении труда Цицерона для христиан. Данное произведение содержит материал о нормах поведения и жизни граждан римского государства рассматриваемого периода, которые послужили некоторым пособием по прикладной морали, в рамках которой описывалось восприятие правителя его подданными. Сведения данного источника имеют важное значение для настоящего исследования, применение которых необходимо при описании проблемы возникновения государства и его форм правления.
Историографический обзор. Изучение творческого наследия Цицерона началось еще в античные времена. Кроме того, позднее, его трактаты подвергались адаптации христианскими учителями для собственных целей. Такие знаменитые мыслители как Августин Блаженный и Минуций Феликс почерпнули достаточно большое количество знаний из трудов Цицерона.
В отечественной литературе точный анализ философских произведений Цицерона был предпринят историком С.Л. Утченко[2]. Также необходимо отметить труды М.И. Рижского, В.И. Кузищина, А.Н. Бадака и других, в рамках которых нашла отражение рассматриваемая проблема.
Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, раскрывающие суть поставленной проблемы, заключение и список использованной литературы
Глава 1. Понятие государства
1.1. Определение и сущность государства
Государство (respublica) Цицерон определял в качестве дела, достояния народа (res populi)[3]. Как и у других латинских авторов, у Цицерона это понятие имеет большой диапазон значений: «общественная деятельность», «общественные дела», «общественный интерес», «сообщество», «сообщество, образованное из «civitas», или «populus», а также «страна». В связи с многозначностью данного понятия исследователь С.Л. Утченко отмечал его достаточно обобщенный характер. Замечая о том, что цицероновское определение «res publica est res populi» имеет слишком общее и теоретическое значение, вслед за К. Бюхнером он делает вывод, что res publica - не какая-то конкретная форма устройства, а некий принцип, модель мира[4].
Если для древнегреческих мыслителей почти всегда на первом месте стоит вопрос о том или ином идеале государственного устройства, то есть о той или иной форме правления, то для Цицерона на первом месте находилось отечество, родной город, то есть та сфера общественной жизни и деятельности, которая называется res publica и которая может существовать при самых различных формах правления, вплоть до царской власти.
При этом Цицерон подчеркивал, что гражданская община представляла собой «множество людей, связанных согласием». Причиной соединения людей в общество он, развивая мысль Аристотеля об общественной сущности человека, называл врожденную «потребность жить вместе». Определение государства, по его мнению, только конкретизировало понимание гражданской общины: «государство есть достояние народа... соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[5].
Государство в трактовании Цицерона представляет собой не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».
В основе прочного государства должна быть положена нравственная категория справедливости. В работе «О государстве» Цицерон спорил со своими предшественниками (в том числе с Платоном), которые считали, что государство может держаться и увеличиваться исключительно посредством несправедливости. Он не был согласен с тем, что, если повелевающее государство не станет придерживаться несправедливости по отношению к людям, находящимся в рабстве или в зависимых провинциях, такое государство не сможет управлять ими.
Вместе с тем Цицерон делал существенный вклад в формирование концепции гражданского общества. Связующим звеном гражданского общества он считал закон, а право, установленное законом, должно быть одинаковым для всех. Общий правопорядок рассматривался Цицероном также в качестве сущностной характеристики государства[6].
Общество и государство прочны и долговечны, когда всему народу «полезно одно и тоже», и он имеет согласие в вопросах безопасности и свободы. Доблесть и мужество как высшие гражданские качества должны управлять государством, а не богатство и знатность происхождения, как полагал Ликург. Доблесть предполагала высокую ответственность перед гражданами и следование закону: «...когда тот, кто повелевает другими, сам не находится в рабстве ни у одной из страстей, когда он проникся всем тем, к чему приучает и зовет граждан, и не навязывает народу законов, каким не станет подчиняться сам, но свою собственную жизнь представляет своим согражданам как закон...»[7].
В любых государствах справедливостью считалось то, что полезно для существующей власти, для сильнейшего. Цицерон же рассматривал справедливое правление не с позиций полезности справедливости для правителя, а с позиций полезности справедливости для всех римских граждан. Цицерон предполагал равенство всех граждан перед справедливым законом как основание для прочного государства[8].
Таким образом, государство, по мнению Цицерона, представляет собой народное достояние. Оно дополняет понимание гражданской общины, выступающей в качестве большого количества людей, объединенных общностью интересов и существующим законом.
1.2. Происхождение и задачи государства
Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами:
- разумом,
- даром речи,
- потребностью в общении.
Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.
Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности[9].
Трактование роли семьи Цицероном в качестве первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство большое влияние испытывало со стороны Аристотеля. Им отмечалась изначальная связь государства и собственности, и разделялось положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал в качестве осквернения и нарушения справедливости и права.
В сравнении с Платоном, который признал нужным и создал государство скорее такое, какого «следовало желать, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности», а не такое, какое могло бы существовать, - Цицерон видел свою задачу в том, чтобы «руководствуясь теми основаниями, какие усмотрел Платон, не по общим очертаниям и по изображению гражданской общины, а на примере огромного государства как бы жезлом коснуться причин всякого общественного блага и всякого общественного зла»[10].
[1] Цицерон М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон; под ред. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 454 с.
[2] Утченко С.Л. Цицерон и его время/ С.Л. Утченко. – М.: Гардарики, 2005. – 390 с.
[3] Цицерон М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон; под ред. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 22.
[4] Утченко С.Л. Цицерон и его время/ С.Л. Утченко. – М.: Гардарики, 2005. – С. 14.
[5] Цицерон М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон; под ред. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 22-23.
[6] Рижский М.И. Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты / М.И. Рижский. – М.: Прогресс, 2002. – С. 42.
[7] Цицерон М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон; под ред. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 32.
[8] Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды / под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. - М.: Дрофа, 2010. – С. 51.
[9] Кузищин В.И. История древнего Рима / В.И. Кузищин. – М: Вектор, 2008. – С. 89.
[10] Цицерон М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон; под ред. М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 72.