Введение
Глава 1. Понятие, сущность и виды конкуренции
1.1. Особенности конкуренции
1.2. Монополистическая конкуренция
2.3. Методы ведения конкурентной борьбы
2.4. Предпосылки возникновения ценовых войн
Глава 2. Ценовая война в российской рознице. Причины и последствия для рынка
Заключение
Список используемой литературы
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция – синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок – неотъемлемая часть конституционно закреплённых экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружении побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию. Создавая искусственные барьеры для входа на рынок, заключаются антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
Актуальность данной работы определяется тем, на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важными из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм – производителей, ведь в ситуации либеризации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью данной курсовой работы является:
- изучение вопроса конкуренция и её роль в рыночной экономике;
В данной курсовой работе раскрыты следующие задачи:
- понятие и сущность конкуренции, определить её виды и методы конкурентной борьбы;
- установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на рыночную экономику;
Особо следует выделить учебные пособия: Пиндак Робертс., Рубинфельд Даниель А. «Микроэкономика», Архипов А.И. «Экономика».